Расторжение брака в наши дни стало обычным явлением. По разным причинам в какой-то момент муж и жена понимают, что их совместная жизнь разрушена, нет единства и понимания в семье, зато есть ссоры и скандалы, взаимное недовольство и упреки. И тогда люди решают разойтись, жить отдельно, а, возможно, и создать новую семью. Одновременно растет число пар, желающих венчаться в церкви. И, не будучи глубоко воцерковленными, молодая пара считает, что церковный брак вполне расторжим, по примеру брака гражданского. Когда же супруги решают развестись или, что бывает гораздо чаще, уже будучи в гражданском разводе несколько лет, решают создать новую семью и при этом опять повенчаться, то перед ними встает закономерный вопрос: что делать, если разводишься и повенчан в церкви? Давайте с ним подробно разберемся. И начнем с того, что внимательно рассмотрим, что же такое Венчание и церковный брак.

Венчание – это церковное таинство, в котором Святой Дух незримо соединяет двух человек (жениха и невесту) в единое целое. Таким образом создается семья как малая церковь. Новобрачным подается от Бога особая благодать, духовная сила, для дальнейшего строительства семьи в мире, любви и согласии и для благочестивого воспитания детей.

Союз этот нерушим в духовном плане: «Что Бог сочетал, человек да не разлучает» (Мк. 10:9). И, соответственно, те, кто, следуя своим душевным страстям и плотским желаниям, разрушает брак, совершают тяжкий грех. Ибо, по словам Самого Иисуса Христа, «кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.» (Мк. 10:11). Слово «прелюбодействует» – означает, блудит, живет в разврате, и это однозначно является грехом.

Приходящие венчаться должны быть обязательно крещены в православной вере, жить христианской жизнью. И они должны осознавать, что венчание – это серьезный и ответственный шаг, что клятвы, данные Богу, — а именно их произносят венчающиеся в храме перед алтарем, — нарушать нельзя и что преступление этих клятв, которыми являются блуд, самовольный развод и повторные браки (кроме особых случаев, разрешенных Церковью), влекут за собой тяжелые духовные последствия в дальнейшей жизни разведенных.

Кроме того, любой развод наносит непоправимую душевную травму детям, если таковые уже есть в семье. И это может отрицательно сказаться на их будущей жизни.

К сожалению, в наши дни далеко не все вступающие в церковный брак пары осознают всю степень ответственности, которую они берут на себя. Таинство Венчания часто воспринимается ими как некий красивый обряд, который каким-то сверхъестественным, «магическим» способом сам по себе сделает их брак нерушимым и счастливым. Это ложное понимание, а также следование в совместной жизни своим страстям и нежелание прилагать усилий для созидания настоящей семьи – любить, заботиться, понимать, прощать, терпеть и проч., – часто приводят в конечном итоге к разрушению брака и разводу.

Что же нам говорят церковные правила о возможности развода? Обратимся к тексту Определения Священного Собора Православной Российской Церкви «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» от 7 (20) апреля 1918г. В п. 2 мы увидим:

«Расторжение брачного союза Святая Церковь допускает лишь по снисхождению к человеческим немощам, в заботах о спасении людей, — в предупреждение неизбежных преступлений и в облегчение невыносимых страданий, — при условии предварительного действительного распадения расторгаемого брачного союза или невозможности его осуществления.»

И далее в п. 3 перечисляются все возможные поводы, по которым допускается развод. Это:

а) отпадение от Православия;

б) прелюбодеяние и противоестественные пороки;

Прелюбодеяние – это супружеская неверность. И здесь стоит отметить, что совсем не обязательно измена должна приводить к разводу. Если изменивший супруг раскаялся и намерен больше не совершать подобного греха, а «вторая половина» его простила, то брак может существовать и дальше.

в) неспособность к брачному сожитию;

Сюда же относится неспособность иметь детей, но опять же, расторгать брак при этом совсем не обязательно.

г) Заболевание проказою или сифилисом;

д) безвестное отсутствие в течение 3-х лет (в отдельных случаях – 2-х лет);

е) присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния;

ж) посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей;

з) снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребства супруга;

и) вступление одного из супругов в новый брак.

Здесь имеется ввиду наличие факта гражданского развода и последующее создание новой семьи одним или обоими супругами, что, по словам Самого Христа, является изменой (Матф. 19:9). Церковный развод в таком случае может потребоваться даже спустя годы с момента развода гражданского, если супруги в новообразованной семье захотят венчаться.

Из всего вышеперечисленного следует, что обычные раздоры, которые сейчас часто служат основанием для разводов и которые при старании жить благочестиво и строить мирную и любящую семью могли бы быть без особых проблем устранены, не могут служить основанием для отмены церковного брака.

Более того, вопреки некоторым представлениям, никакого чина «развенчивания» церковного брака в принципе не существует. Есть чин благословения на второй и последующие браки (не более трех браков — по решению Архиерейского собора Русской православной церкви), на который требуется соответствующее разрешение правящего архиерея.

Для получения данного разрешения подается прошение в епархиальное управление на имя Управляющего епархией. В прошении указываются дата и место венчания, излагается история семьи и причины, которые привели к разводу. Также может прилагаться письмо священника, совершившего таинство или окормляющего одного или обоих супругов, который хорошо знает ситуацию. В письме он выражает свое мнение по поводу данного развода и его обстоятельств. Исходя из полученных документов Управляющий епархией либо дает разрешение на повторный брак, либо отказывает в нем, если причины разрушения прежней семьи не являются достаточно серьезными.

Вот что можно сделать, если разводишься и повенчан в церкви.  Только таким образом можно получить — не церковный развод, а благословение на новое венчание. Других ситуаций и способов в Церкви не предусмотрено. Ни один священник не сможет вас «развенчать».

Поэтому, готовясь вступить в брак, тем более благословленный Господом, необходимо осознать и принять всю ответственность, которую вы будете нести за свою семью, за любовь и благополучие в ней.

Если вы хотите узнать больше о Православной Церкви и о том, как жить в вере и единении с Богом, как строить свою семью, чтобы жить в мире, любви и согласии, как в благочестии воспитывать своих детей, присоединяйтесь к клубу «Русской иконописной школы». В клубе вы сможете получить ответы на все интересующие вас вопросы о церковной жизни, изучать Евангелие, участвовать в открытых встречах со священнослужителями, а также обучаться по видео-лекциям и мастер-классам от действующих иконописцев, священнослужителей, искусствоведов и православных психологов. Жмите на кнопку — и добро пожаловать в клуб!