Сегодня православные христиане чтут память следующих святых:

  • Мц. Христи́ны Тирской (ок. 300); 
  • Мчч. блгвв. кнн. Бори́са и Гле́ба, во Святом Крещении Рома́на и Дави́да (1015);
  • Прп. Полика́рпа Печерского, архимандрита (1182); 
  • Свт. Гео́ргия, архиепископа Могилевского (1795); 
  • Обре́тение мощей прп. Далма́та Исетского (1994);
  • Сщмч. Алфе́я Корбанского, диакона (1937); 
  • Испп. Николая Понгильского (1942) и Иоа́нна Оленевского (Калинина) (1951), пресвитеров.

Мученица Христина Тирская 

Жизнь и мученичество Христины относится к III веку. Святая родилась в знатной семье: её отец, Урван, был правителем города Тира. С самого детства Христина была очень красивой, множество женихов мечтали взять ее в жены. Но отец девочки имел на нее совсем другие планы. Он мечтал, чтобы его дочь стала жрицей. Для этого Урван поселил Христину в комнату, где поставил золотых и серебряных идолов, чтобы та воскуривала перед ними фимиам.

Находясь там, Христина много размышляла о сотворении этого прекрасного мира. Она поняла, что неописуемой красоты звездное небо не могли создать бездушные идолы, которым она служила. И тогда она пришла к мысли о существовании Единого Творца. Со слезами на глазах Христина начала молиться Господу, чтобы Тот открыл ей Себя. 

Вскоре Бог ответил на ее прошения, и ей явился Ангел, который наставил ее в истинной вере. Он предупредил ее, что за Христа ей придется принять страдальческий подвиг. 

Христина разбила всех идолов, стоявших в ее комнате, и выбросила их из окна. Когда ее отец посетил ее, он увидел пропажу и спросил, куда подевались идолы. Но дочь молчала. Тогда Урван вызвал рабынь, которые служили Христине, и узнал от них всю правду. Разочарованный и разъяренный, отец начал бить Христину по щекам. Дева смиренно принимала это, но не побоялась открыть свою веру в Господа Иисуса Христа. 

За такое неповиновение, Урван приказал убить всех прислуживающих дочери рабынь, а саму Христину жестоко наказал избиениями и бросил в темницу. Мать Христины, узнав о произошедшем, сразу же прибежала к дочери и слезно просила ее послушать отца и отречься от Христа. Но дочь была тверда в своей вере. 

На следующий день Урван вызвал дочь на суд, где уговаривал ее возобновить поклонение богам и выпросить у них прощения за свой грех. Святая дева оставалась на своем. 

Тогда отец приговорил свою родную дочь к мученическому наказанию. Святую Христину привязали к железному колесу, под которым развели огонь. Ее тело обжигалось со всех сторон, поворачиваясь на колесе. После этого она была оставлена в темнице. 

Но мученица не была оставлена Господом. Ночью к ней явился Ангел, исцелил ее раны и подкрепил пищей. Наутро Урван, ожидавший от Христины раскаяния, увидел ее невредимой и по-прежнему твердой в вере во Христа. Тогда отец приговорил утопить дочь в море. Но Ангел снова спас святую. Он поддержал деву, и камень, к которому она была привязана, погрузился на дно, а  Христина чудесно вышла из воды и показалась своему отцу. 

Урван был в ужасе, но он все равно не поверил в подтверждение дочерью Христовой веры и счел это за волшебство. На следующий день он решил казнить ее. Но ночью он неожиданно умер.  

Человек по имени Дион был прислан на место правителя, и он тоже пытался склонить святую мученицу к отречению от Христа, но это было абсолютно безуспешно. Вновь Христина была приговорена к мучениям, а потом долгое время была заключена в темницу. Постепенно к ней начали проникать люди, которых она наставляла в вере в Иисуса Христа. Через ее благовествование обратилось в христианство около 3000 человек. 

После Диона правителем стал Юлиан, который также приговорил Христину избить, а потом бросить в раскаленную печь и закрыть ее. Приказ был выполнен, а через 5 дней печь открыли и обнаружили там живую и невредимую святую Христину. Видя чудесные спасения мучницы, множество людей уверовали в Господа Иисуса Христа. Вскоре святая отошла ко Господу, казненная усекновением меча. 

Изучать и другие жития святых, историю Церкви и православную культуру вместе с экспертами вы можете в нашем клубе «Русской Иконописной Школы» РИШ.

Благоверные князья Борис и Глеб, во Святом Крещении Роман и Давид

Князья Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Братья воспитывались в христианской вере, любили читать Священное Писание, святых отцов, жития святых.

Еще при жизни князя Владимира Борис получил в удел Ростов. К своему владению он отнесся ответственно, всегда проявлял мудрость и заботился о распространении Православия. Также Борис был отличным воином. Однажды его отец, князь Владимир, отправил Бориса с войском против печенегов. Но во время похода Владимир умер, и старший сын его Святополк объявил себя князем Киевским. 

В это время Борис возвращался с похода. Боя с печенегами так и не произошло. Вероятно, те испугались и приняли решение отступить. Весть о смерти отца очень огорчила Бориса. Дружина уговаривала его отправиться в Киев и занять княжеский престол, но тот твердо отказался, ведь как он может поднять руку на старшего брата?

Но Святополк был не таким преданным братом. Он не поверил Борису, и, желая обезопасить себя от возможной угрозы, послал к брату убийц. Смертная участь настигла его 24 июля 1015 года за молитвой в шатре на берегу реки Альты. После службы убийцы ворвались в шатер и пронзили Бориса копьями. Однако святой остался жив. Выйдя на улицу, он горячо взмолился, а потом обратился к убийцам: “Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам”. Тогда один из убийц пронзил его копьем. Они взяли тело Бориса и повезли к Святополку. Но по дороге они заметили, что тот до сих пор жив и едва дышал. Тогда они пронзили мечом сердце святого и тот испустил дух. Тело благоверного князя Бориса положили в храме Василия Великого в Вышгороде. 

Братоубийца расправился и с Глебом. Он вызвал его к себе, а по дороге послал своих дружинников убить брата. Глеб уже знал о смерти отца и убийстве Бориса. Он понимал, что идет в руки к своей смерти, но он выбрал умереть, нежели чем войну с братом. Убийство Глеба произошло на устье реки Смядыни, недалеко от Смоленска.

Может возникнуть вопрос, почему Церковь прославила братьев Бориса и Глеба? В чем смысл умереть без какого-либо сопротивления?

В Писании написано: “Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец” (1 Ин 4:20). Борис и Глеб любили Бога и уважали своего брата, несмотря на предательство, которое он совершил. Для языческой Руси это было за гранью понимания, ведь кровная месть для них была естественной реакцией на такие злодейства. Но Борис и Глеб показали, что нельзя на зло отвечать злом, даже когда им угрожает смерть. 

Вскоре в 1019 году Киевский князь Ярослав Мудрый, который тоже был одним из сыновей князя Владимира, разбил дружину Святополка на поле у реки Альты. На том же месте, где был убит князь Борис. Святополк бежал в Польшу и, подобно первому братоубийцу Каину, не находил себе покоя и пристанища до конца жизни. “Мне отмщение и аз воздам” (Рим. 12:19). 

Преподобный Поликарп Печерский, архимандрит

Преподобный Поликарп был монахом в Киево-Печерской обители, позже, в 1164 году, был назначен игуменом монастыря. Он был духовно рассудителен и вел праведную жизнь. Также святой Поликарп известен как жизнеописатель святых Киево-Печерской обители. 

Святитель Георгий, архиепископ Могилевский

Святитель Георгий, в миру Григорий, родился в 1717 году в городе Нежине. Получив образование в Киево-Могилянской Академии, он был пострижен в монахи и назначен преподавателем на кафедре риторики. У Георгия был талант в поэтике, и за время преподавания он разработал курс поэтики на латыни, написал драму “Воскресение мертвых”, стихи на русском, латинском, польском языках. О его творениях знал даже Александр Сергеевич Пушкин и весьма восхищался ими. 

В 1751 году он был назначен ректором академии, а год спустя — архимандритом Киево-Братского монастыря. Геогрий считался одним из лучших профессоров академии в XVIII веке.

В 1755 его назначают епископом на белорусских землях, и он переезжает в город Могилев. В 1783 — белорусским архиепископом. На тот момент территория Беларуси была частью Речи Посполитой, где Православная Церковь находилась в упадке под насаждением униатства. Здесь оставалась одна православная епархия с центром в Могилеве.  

Святитель Георгий с первых же дней служения на белорусской земле приступил к укреплению православного учения. В 1757 он открыл типографию при архиерейском доме, где издал работу Феофана Прокоповича православный “Катехизис, или краткое начальное Христианское учение в пользу и спасение юношам, купно  же и старым ненаученным, в трех беседах написанный”. Книгу он разослал бесплатно по всем храмам епархии. Также он открыл множество школ с православным уклоном. 

Святитель Георгий понимал необходимость высокого уровня образованности духовенства, поэтому при Спасском монастыре он открыл Духовную семинарию. Еще одной важной деятельностью, которой занимался святой, было собирание архивных документов о могилевских православных церквях. 

Отошел ко Господу святитель Георгий 13 февраля 1795 года. Он был погребен в Спасо-Преображенской церкви в Могилеве. Его мощи были обнаружены нетленными, что свидетельствуют записи “Полного месяцеслова Востока” в 1875 году. 

В 1993 году архиепископ Георгий был причислен к Собору Белорусских святых Синодом Белорусской Православной Церкови.

Священномученик Алфей Корбанский, диакон

Священномученик Алфей родился в 1871 (либо 1873) году в Вологде. После учебы в Вологодской Духовной Семинарии, был рукоположен во диакона, и служил изначально в Покровском храме, но после его закрытия отца Алфея перевели в церковь Рождества Пресвятой Богородицы. 

2 июля 1937 года священномученик Алфей был посажен в тюрьму по обвинению “к.-р. деятельность, антисоветская агитация, пораженческая террористическая агитация, пропаганда фашизма”. Через месяц отец Алфей умер в тюремной больнице.

9 марта 1970 года святой был реабилитирован Президиумом Вологодского областного суда по 1937 году репрессий. 

Если Вам и дальше хочется узнавать о духовных подвигах святых, а также погрузиться в православную культуру и общение с единомышленниками, приглашаем Вас в наш клуб «Русской Иконописной Школы» РИШ. В клубе Вы можете участвовать в открытых встречах со священнослужителями и преподавателями, задавать интересующие Вас вопросы на духовную тематику, а также обучаться по видео-лекциям и мастер-классам иконописцев, священнослужителей, искусствоведов и православных психологов. Будем рады видеть Вас с нами!