22 марта Православная церковь вспоминает страдания 40 мучеников Севастийских (320г).  Этот день всегда приходится на Великий пост и в память о святых воинах совершается Литургия Преждеосвященных Даров. С древнейших времен 40 мучеников Севастийских были наиболее чтимыми святыми. Им молятся об укреплении веры и мужества.  Они всегда почитались как небесные покровители воинства.

 Кто же такие мученики Севастийские? Почему они пострадали за Христа, хотя в это время была  дарована свобода вероисповедания всем христианам. Как жаворонок стал символизировать душу, которая стремится к Богу. Поговорим об этом в статье.

Житие 40 мучеников Севастийских

В 313 году святой Константин Великий издал указ, по которому христианам даровалась свобода вероисповедания, теперь у них были равные права с язычниками. Но его соправитель Ликиний был не согласен с этим и решил  в своей части империи искоренить христианство.  Ко всему Ликиний задумал стать единственным императором Рима и готовился к войне против Константина. Опасаясь предательства в войске, он решил избавиться от воинов, исповедующих христианство. 

В городе Севастия была дружина из сорока воинов христиан под командованием язычника Агриколая, прославившаяся многими победами. Следуя зловещему плану Ликиния, зимой 320 года Агриколай приказал своим воинам совершить жертвоприношения идолам, но они отказались. За это их заключили в темницу. Там воины усердно молились и ночью услышали глас: «Претерпевший до конца спасется». Утром Агриколай пытался склонить войско отречься от Христа, но воины стояли на своем и их снова заключили в темницу. 

Через неделю в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и состоялся суд, на котором святые отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить воинов камнями, но камни не долетали до них, а камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. И снова святые воины были заключены в тюрьму. Ночью во время молитвы, они вновь услышали голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте, и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

 На следующий день воинов привели к озеру, повелели раздеться и встать в ледяную воду. А на берегу растопили баню, в которую можно было зайти согреться, при условии если отречешься от Христа. Стоял сильный мороз и святые воины молились весь день и всю ночь. Один из них не выдержал и побежал к бане, но только он зашел в нее, как умер. В третьем часу ночи один из стражников, которого звали Аглаий, увидел как над озером засиял свет, лед растаял и над головами святых мучеников появились светящиеся венцы. Венцов было тридцать девять, столько воинов оставалось в озере после сбежавшего. Тогда Аглаий, видя это чудо, уверовал во Христа, захотел пострадать за Него. Он сбросил с себя одежду и побежал к озеру с молитвой: «Господи Боже, верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами». 

 Утром мучители вернулись и увидели, что воины живы, и к ним еще присоединился стражник. Они были в ярости и велели перебить мученикам  голени. Затем их тела были преданы огню, а кости брошены в реку. Спустя три дня святые мученики явились блаженному Петру епископу Севастийскому и повелели ему взять кости из реки и похоронить их.

Епископ с несколькими священниками пришли темной ночью на берег реки. Там они увидели необыкновенное зрелище: кости святых мучеников сияли как звезды. Тогда епископ и священники собрали останки мучеников и похоронили их.

О подвиге святых мучеников писал святитель Василий Великий и Григорий Нисский, в более позднее время — преподобный Ефрем Сирин, Феодор Студит и другие святые.

Храмы в честь сорока Севастийских мучеников

В честь мучеников Севастийских строили храмы. В Константинополе было около восьми храмов в честь Севастийских мучеников, построенных царицей Пульхерией (399 — 453 г) и императором Анастасием. Известно также о существовании церкви Сорока мучеников у Золотых ворот.

  В Болгарии в городе Велико — Тырново в 1230 году в честь победы Ивана Асеня II при Клокотнице была построена церковь в честь Сорока Севастийских мучеников. Свою победу царь посчитал помощью и заступничеством святых воинов — мучеников. 

Православными людьми святые мученики Севастийские всегда почитались как небесные покровители русского воинства. Им молятся об укреплении веры и мужества.  

Иконография 40 мучеников Севастийских

Об изображениях святых Сорока мучеников Севастийских упоминает уже Святитель Василий Великий.

Сорок мучеников Севастийских. Санта-Мария Антиква. VII — VIII вв.

  А одно из первых сохранившихся изображений датируется VII — VIII веками – в церкви Санта-Мария Антиква в Риме. 

  Также изображения святых мучеников Севастийских мы видим в миниатюрах Псалтирей. Известны миниатюры Хлудовской Псалтири   IX в., Лондонской Псалтири 1066 г., Псалтири Барберини 1060 г., Киевской Псалтири 1397 г.

К X веку складывается два основных типа иконографии Сорока мучеников Севастийских:

  • изображение мучений в ледяном озере

Воины стоят вместе, нагие, поддерживают друг друга.

  • отдельные изображения святых в медальонах 

Мученики изображаются с крестами в руках, иногда как воины, с оружием.

Медальоны с изображениями святых Мучеников. Храм Святой Софии, Киев. 1040 г.

В соборе Святой Софии в Киеве мозаичные изображения святых мучеников Севастийских находятся на арках поддерживающих главный купол. На некоторых мозаиках изображены совсем юные воины, на других же — старцы.

Гораздо чаще встречается изображение страданий святых мучеников Севастийских, стоящих в ледяном озере.

  В полной редакции изображаются воины в воде и куполообразная баня, куда скрывается воин, который не выдержал испытания. Лица его мы не видим. На некоторых иконах изображают стражника, который присоединился к мученикам.

  В кратком иконографическом варианте: святые воины стоят в воде, более сильные поддерживают слабых, а над их головами сияют венцы.

Традиция выпекать жаворонков

   Образ птицы всегда был образом души. Эта традиция идет еще со времен катакомбной живописи (I — IV вв), где, например, голубь, который клюет виноград, означал душу праведного, вкушающую райские блаженства. 

В виде птиц в России на день Сорока Севастийских мучеников пекут постные булочки — «жаворонки». По давнему обычаю хозяйки выпекают сорок жаворонков из теста, сколько и было святых воинов. Вся семья собирается за этим интересным занятием. Особенно нравится лепить птичек из теста детям.

Почему же именно жаворонки? 

  Жаворонок перед лицом опасности, когда за ним гонится хищная птица, не перестает петь. Так и христиане — мученики не перестают славить Бога перед страданиями. И пение жаворонка как бы символизирует молитву, вознесенную мучениками в смирении и устремленности ко Христу в Царствие Небесное.   

  По другой версии, крестьяне обратили внимание, что поющий жаворонок, то взлетает ввысь, то камнем «падает» вниз. Так люди соотнесли полет жаворонка со стремлением христиан к Богу, но одновременно и преклонение перед Ним в благоговении и смирении.

«Русская Иконописная Школа» желает вам с большой пользой для души провести Великий пост. Чтобы в период поста регулярно напитываться духовностью, узнавать больше о православии, церковной культуре и иконописи, подписывайтесь на наш Телеграм-канал https://t.me/elena_icon