Сегодня Православные христиане поминают в молитвах и размышляют над житиями следующих святых:
- Мч. Иулиа́на Тарсийского (ок. 305);
- Обре́тение мощей прп. Максима Грека (1996);
- Сщмч. Те́ртия (Тере́нтия), епископа Иконийского (I);
- Прпп. Иу́лия, пресвитера, и Иулиа́на, диакона (V);
- Мчч. Арчи́ла II, царя Иверского (VIII), и Луарса́ба II, царя Карталинского (1622) (Груз.);
- Сщмч. Иоа́нна Будрина, пресвитера (1918);
- Прп. Гео́ргия (Лаврова) исп., архимандрита Даниловского (1932);
- Сщмчч. Алекси́я Скворцова, Павла Успенского и Николая Розанова, пресвитеров, прмч. Ио́ны (Санкова), иеромонаха (1938);
- Мч. Ники́ты Сухарева (1942).
Святые Православной Церкви были такими же людьми, как и мы, многие из которых имели греховные слабости. Вспомним, к примеру, житие святого апостола Павла, который был гонителем христиан, или Марию Египетскую, которая имела блудные грехи. Но святые непрестанно работали над собой, шаг за шагом поднимаясь все выше и выше по духовной лестнице. Давайте узнаем жития поминаемых сегодня святых, которые посвятили свои жизни Господу, и напитаемся их духовными примерами.
Преподобные Иулий, пресвитер, и Иулиан, диакон
Преподобные Иулий и Иулиан были родными братьями, которые жили в христианской вере и вели добродетельную жизнь. За это святого Иулия рукоположили во священника и святого Иулиана во диакона.
Братья стремились к распространению веры в Иисуса Христа, поэтому они получили благословение на постройку церквей и донесение Слова Божьего в глухие места Востока и Запада Римской империи, ведь в тех местах люди продолжали поклоняться богам и совершали им жертвоприношения.
Святые Иулий и Иулиан прошли несколько стран и обратили многих языческих местных жителей в христианство, подтверждая истинность веры не только словом, но и многочисленными чудесами. Они построили много храмов, а народ считал своей обязанностью помогать братьям в этом нелегком труде.
Однажды компания людей проезжала мимо строящейся церкви. Чтобы избежать просьбы о помощи в строительстве, они решили пойти на обман. Один из них притворился мертвым, и, когда Иулий предложил присоединиться к строительству, путники ответили, что едут хоронить мертвого. Святой спросил: “Не лжете ли вы, чада?”. Но те не отказались от своих слов. Тогда Иулиан ответил им: “Так пусть же будет вам по слову вашему”. Отъехав от этого места, путники увидели, что притворявшийся мертвецов человек действительно умер.
Святой Иулий, чувствуя приближение своей кончины, принял решение отправиться на поиски места для постройки сотой по счету церкви. Преподобный добрел до красивого острова, на котором не было поселений из-за огромного количества плодившихся на нем змей. Здесь Иулий и решил поставить последнюю в своей жизни церковь. Он воздал свои молитвы Господу и, как на лодке, приплыл к острову на мантии и воздвигнул там крест. Именем Божиим святой Иулий приказал змеям собраться и уйти с острова, отдав его для дома Божия. Все змеи уползли в озеро и отправились на гору. Преподобный заложил церковь в честь святых Двенадцати Апостолов.
В это время святой Иулиан закончил постройку одной из церквей и решил сделать там гробницу. Вскоре он скончался и был погребен в построенной им гробнице. Преподобный Иулий совершил погребение брата и отправился на остров, где вскоре тоже отошел ко Господу и был погребен в церкви Двенадцати Апостолов.
Мученики Арчил II, царь Иверский (VIII), и Луарсаб II, царь Карталинский (1622)
Во время правления Арчила II Грузия подвергалась нашествиям арабского полководца Мурвана-Кру (Глухого), прозванного так грузинами за его жестокость. Грузия находилась в безвыходном положении, поэтому царь Арчил и его брат Мир, правитель Западной Грузии, со слезами просили заступничества у Пресвятой Богородицы, и она услышала их молитвы.
В сражениях на реках Абаша и Цхенисцхали грузины чудесным образом одержали победу над значительно превосходящими войсками Мурвана-Кру.
После этого Арчил принялся восстанавливать грузинское царство. Он возобновил разрушенные храмы в Мцхете и способствовал принятию христианства многими горскими племенами.
Но вскоре на Грузию было совершено новое нашествие, под предводительством Джиджум-Асима. Царь Арчил II должен был защитить свою страну от нового разгрома и навязываемого ей ислама, поэтому принял решение явиться Джиджум-Асиму лично, признать вассальную зависимость Грузии и просить мира. Тот принял его гостеприимно и обещал свое покровительство, но на принятии мусульманства настаивал. В “Летописи Грузии” говорится, что святой Арчил отвечал: “Не будет того, чтобы я оставил Христа, Истинного Бога, Который для нашего спасения принял на Себя плоть человеческую. Знай, если я послушаюсь тебя, то умру вечной смертью и буду страдать вечно; если же за мою твердость ты предашь меня смерти, то я воскресну, как и Господь мой, и приду к Нему”.
За эти слова Джиджум-Асим приказал отправить царя в темницу. Никакие пытки не заставили царя Арчила II отказаться от своих слов. 20 марта 744 года святой царь был мученически убит через усечение.
Мученик Луарсаб II, будучи еще отроком, был коронован в 1606 году. В 1609 году войска Османской империи напали на Грузию. Они надеялись застать врасплох царя, который ничего не знал о нападении. Турки практически добрались до места, где пребывал царь, но священник Феодор спас царя и страну, увидев врага и вовремя предупредив Луарсаба.
Царь успел дать решительный удар по захватчикам. Накануне сражения 14-тысячное грузинское войско провело всю ночь в молитвах, а утром, приняв участие в Божественной Литургии и причастии Святых Тайн, обратили в бегство 60-тысячную армию турок.
Персидский шах Аббас I искал случая убить святого царя Луарсаба. Настроить грузинских царей друг против друга и начать братоубийственную войну у него не вышло, тогда он вынудил Луарсаба выдать ему замуж его сестру Елену. Вскоре шаху удалось вторгнуться в Грузию с многочисленным войском. Из-за измены нескольких вельмож, Луарсаб и его союзный царь Кахетии Теймуразу I проиграли в этом бою и удалились в Имеретию, под защиту царя Георгия III.
Шах Аббас разорил Грузию и приказал Георгию сдать Луарсаба и Теймураза, но тот не подчинился ему. Тогда Аббас приказал сделать это воспитателю Луарсаба князю Шадиману Бараташвили. Луарсаб II отправился к шаху с мыслями: “Возложу всю надежду свою на Христа, и какая бы участь ни ожидала меня там, жизнь или смерть, да будет благословен Господь Бог!”.
Шах принял его мирно и держал при себе. Однажды, после совместной охоты, он пригласил Луарсаба в Мазандаран, но за обедом святой отказался есть рыбу, так как шел Великий пост. Тогда Аббас стал настаивать на принятии мусульманства Луарсабом и обещал с сокровищами отпустить его в Картли, если же он не согласится, то умрет мучительной смертью. Но Луарсаб отказался без колебаний. Тогда его связали и заключили в крепость. Святой находился в темнице в оковах 7 лет, терпя частые избиения. Но за все это время он продолжал оставаться верен Христу. Тогда шах Аббас, так и не склонив Луарсаба, приказал убить его в тяжелых пытках. Мученик был задушен тетивой лука в 1622 году.
Изучать и другие жития святых, историю Церкви и православную культуру вместе с экспертами вы можете в нашем клубе «Русской Иконописной Школы» РИШ.
Мученик Иулиан Тарсийский
Святой Иулиан Тарсийский был сыном сенатора-язычникам и матери, которая исповедовала христианскую веру. После смерти отца, мать Иулиана переселилась в город Тарс, где крестила сына и воспитывала его в вере. Вскоре император Диоклетиан (284-305) устроил гонение на христиан. Это не обошло стороной и святого Иулиана. Он был схвачен и отведен на суд, где его долго уговаривали отречься от Христа. Но ни угрозы, ни мучения, ни даже обещания даров и почестей не заставили юношу отказаться от веры в Господа Иисуса Христа. Его мать всегда старалась быть рядом и поддерживать сына оставаться твердым в вере. Она также открыто исповедовала себя христианкой, за что была убита. Мученика Иулиана зашили в мешок, наполненный песком и ядовитыми гадами, и бросили в море. Тело Иулиана вынесло на берег Александрии, где оно и было погребено.
Священномученик Тертий (Терентий), епископ Иконийский
Святой Тертий был апостолом от 70-ти. Эти апостолы были избраны Господом иисусом Христом, чтобы благовествовать Евангелие: «После сего избрал Господь и других семьдесят [учеников], и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Лк. 10: 1-2).
Тертий был одним из ближайший учеников апостола Павла и помогал ему в Евангельской проповеди. Апостол Тертий записал Послание апостола Павла к Римлянам, так как сам Павел, возможно, имел неразборчивый почерк. Свидетельство того, что Апостол Тертий переписывал Послание отмечено в самом Послании к Римлянам: “Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание” (Рим. 16:22).
Апостол Тертий был епископом в Иконии после святого апостола Сосипатра, где вскоре принял мученическую смерть: его пронзили заостренным деревом.
Обретение мощей преподобного Максима Грека
Преподобный Максим Грек был выдающимся церковным писателем и переводчиком в XVI веке. Последние годы жизни он провел в Троице-Сергиевом монастыре и был погребен у северо-западной стены церкви Сошествия Святого Духа.
24 июня 1996 г. был совершен молебен преподобному Максиму и начаты археологические раскопки. Вскоре мощи преподобного были обретены и положены во временную раку. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал благословение на антропологическое освидетельствование. Сопоставив голову святого с изображениями преподобного Максима, специалисты Российской Академии наук обнаружили черты сходства.
Если Вам и дальше хочется узнавать о духовных подвигах святых, а также погрузиться в православную культуру и общение с единомышленниками, приглашаем Вас в наш клуб «Русской Иконописной Школы» РИШ. В клубе Вы можете участвовать в открытых встречах со священнослужителями и преподавателями, задавать интересующие Вас вопросы на духовную тематику, а также обучаться по видео-лекциям и мастер-классам иконописцев, священнослужителей, искусствоведов и православных психологов. Будем рады видеть Вас с нами!