В этот день православные христиане празднуют:
- Воспоминание чуда вмц. Евфи́мии Всехвальной, имже Православие утвердися (451);
- Равноап. Ольги, вел. княгини Российской, во Святом Крещении Елены (969);
- Обре́тение мощей сщмч. Иларио́на (Троицкого), архиепископа Верейского (1998);
- Мч. Кинде́я Сидского (Памфилийского), пресвитера (III–IV);
- Икон Божией Матери: Оковецкая (Ржевская) (1539); Борколабовская (Барколабовская).
Воспоминание чуда святой Евфимии Всехвальной
Святая Евфимия прославлена Церковью за ее мученический подвиг за Христа в 304 году в городе Халкидоне. В это время император Диоклетиан (284-305) совершал гонения на христиан.
Когда Христианская Церковь уже была господствующей в Римской империи, в 451 году в городе Халкидоне было заседание IV Вселенского Собора. Собор был созван для определения формулировки догмата Православной Церкви о природе Иисуса Христа, так как за это время широко распространилась ересь монофизитов, которые утверждали, что у Христа одна природа — Божественная, это утверждение, перечащее истинному учению о двух природах Иисуса Христа, Божественную и человеческую, внесло в Церковь множество раздоров.
Дискуссия велась долго, но стороны так и не смогли прийти к единому мнению. Тогда Патриарх Константинопольский Анатолий предложил предоставить решение Святому Духу. Господь сподобил Всехвальную Евфимию явиться свидетельницей чистоты христианского учения. Стороны написали свое видение природы Христа на отдельных свитках и поставили на них печати. Они открыли гробницу с мощами святой Евфимии и положили свитки на ее груди.
Вместе с императором Маркианом (450-457) гробница была закрыта, положена императорская печать и поставлена стража на три дня.
Участники Собора в эти дни соблюдали строгий пост и усердно молились. Спустя три дня Патриарх и император открыли гробницу. Свиток с Православным исповеданием Всехвальная Евфимия держала в правой руке, а свиток с лжеучением лежал в ее ногах. Как живая, святая подняла руку и отдала свиток Патриарху.
Решение IV Вселенского Собора было принято. Многие из заблуждающихся приняли Православное исповедание, а упорствующие еретики были отлучены.
Равноапостольная Ольга, великая княгиня Российская, во святом Крещении Елена
Великая княгиня Ольга жила около 890-969 годов. Родилась она в языческой семье и принадлежала к роду князей Изборских, одной из забытых древнерусских княжеских династий. В возрасте 13 лет Ольга вышла замуж за великого князя Киевского Игоря.
Но годы шли, а долгожданный наследник так и не появлялся у супружеской пары. Не помогали даже множества жертвоприношений. Ольга начала сомневаться в языческой вере и решилась молиться христианскому Богу и горячо просить у Него сына.
В 942 году у Игоря и Ольги, спустя 24 года брака, родился наследник Святослав. Возблагодарила княгиня Господа и стала всерьез задумываться о принятии христианства, но муж ее мировоззрения совсем не поддерживал.
Но в 945 году, согласно летописи, Игорь был убит древлянами за неоднократное взимание дани с их земли. Святославу, единственному наследнику престола, было на тот момент всего 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси стала овдовевшая Ольга.
После убийства Игоря, древляне стали звать Ольгу замуж за их князя Мала. Но княгиня жестоко отомстила им за смерть мужа. Войска Ольги безжалостно жгли, рубили и даже закапывали живьем древлян.
У власти княгиня оставалась и после совершеннолетия Святослава, так как большую часть времени он участвовал в военных походах. Ольга укрепила международные связи с Германией и Византией, проводя внешнюю политику не военными методами, а при помощи дипломатии. Дипломатическое общение с Грецией дали возможность княгине совершить паломничество в Царьград (Константинополь), где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным. Находясь в христианской среде, изучая основы веры и посещая богослужения в Софийском соборе на протяжении двух лет, Ольга открыла для себя истинность веры в Господа Иисуса Христа.
Крестил княгиню в честь святой царицы Елены Патриарх Константинопольский Феофилакт. Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим Святое Крещение. Но приближенные, дружина, народ и сын Святослав так и оставались язычниками.
Княгиня старалась приобщить сына к христианской вере, но он не прислушивался к ней, а только гневался на мать, боясь потерять уважение дружины. Святослав так и остался язычником до конца своих дней.
Несмотря на непринятие окружающих, Ольга ревностно благовествовала язычникам, строила первые христианские храмы: во имя святого Николая над могилой первого киевского князя-христианина Аскольда и Святой Софии в Киеве над могилой князя Дира, храм Благовещения в Витебске, храм во имя Святой и Живоначальной Троицы в Пскове.
Отошла ко Господу великая княгиня Ольга в 80 лет в 969 году и была похоронена по христианскому обряду.
Если Вам интересно узнавать истории святых и их икон, их детали и особенности. Если Вы мечтали собственноручно написать икону, то предлагаем пройти бесплатный вебинар в “Русской Иконописной Школе” РИШ. Благодаря ему Вы сделаете свой первый шаг в мир иконописи!
Обретение мощей священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского
Священномученик Иларион, архиепископ Верейский (1886-1929) — богослов, проповедник и духовный писатель. Был делегатом Поместного Собора 1917-1918 годов и выступал за возрождение Патриаршества.
В 1923 году его арестовали и сослали в Соловецкий лагерь на 3 года. Там Владыка работал сетевязальщиком, рыбаком, лесником, сторожем. В 1929 году он снова был отправлен в ссылку на 3 года в Среднюю Азию. Но в дороге Владыка Иларион заразился сыпным тифом и вскоре скончался. Его тело было захоронено в некрополе Новодевичьего монастыря в Ленинграде.
в 1998 году состоялось обретение мощей священномученика Илариона. Крестным ходом их перенесли в Казанский храм монастыря, где они находились до 9 мая 1999 года. Далее их передали московскому Сретенскому монастырю. А в Новодевичьей обители остались десница святого, его архиерейское облачение, крест и панагия.
Священномученик Киндей Сидский (Памфилийский), пресвитер
Священномученик Киндей был пресвитером в городе Сиде в Памфилии (южная часть Малой Азии). Он пострадал за Христа во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане (284-305). Его схватили и приговорили к сожжению.
По дороге к месту казни воины встретили дровосека и насильно отобрали у него дрова, чтобы использовать их для разжигания костра. Но Киндей достал 30 медных монет и заплатил дровосеку, и, взяв связку дров, сам понес их к месту своей гибели.
Даже когда огненное пламя охватило мученика, он оставался тверд и призывал всех стоявших обратиться к вере Христовой. Вдруг начался сильный ливень с грозой, который сразу же потушил костер, и святой мученик смог мирно отойти ко Господу.
Языческий жрец, присутствовавший на казни священномученика Киндея и слыша его проповедь, уверовал со своей женой в Господа Иисуса Христа. После этого они похоронили тело мученика.
Икона Божьей Матери Оковецкая (Ржевская)
В 1539 году в праздник Пятидесятница, в Тверской епархии, недалеко от города Ржева, в дремучем лесу были обретены иноком Стефаном большой железный крест, прибитый к сосне, а на другом дереве икона Божьей Матери с Младенцем и с предстоящим святителем Николаем Мирликийским, Чудотворцем. Когда из окрестных деревень народ начал стекаться к явлению святого креста и иконы, воссиял необычный свет и начали совершаться исцеления. За неделю было отмечено 27 исцелений.
Инок Стефан и отец Григорий Онисифоров из Ржева отправились в Москву с описаниями явления святого креста и иконы и совершившихся от них исцелений. Митрополит Московский Иоасаф (1539-1541) благословил воздвигнуть на месте обретения два храма в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня и в честь Богоматери Одигитрии с приделом в честь святителя Николая Чудотворца.
В 1541 году Ржевская икона была торжественно перенесена в Москву для освящения храма в честь Ржевской иконы Божией Матери. Вскоре ее обратно возвратили к месту обретения.
Икона Божьей Матери Борколабовская
Борколабовская икона Божьей Матери находилась в Борколабовском женском монастыре в честь Вознесения Господня в селе Борклабове в Могилевской области (Беларусь).
В монастырском архиве хранится запись об этой иконе, повествующая, что она была принесена в монастырь 11 июля 1659 года князем Семеном Пожарским, который возвращался из похода в Польшу. Скорее всего он взял ее в одном из храмов Центральной или Западной Беларуси.
По преданию, Божья Матерь чудесно изволила оставить икону в обители: лошади, которые везли обоз с иконой, остановились у стен монастыря и отказывались двигаться с места. Тогда Семен обратился к игуменье монастыря, чтобы оставить икону в обителе.
С того времени икона находится в Борколабовском монастыре. Этот образ Богородицы является одним из самых почитаемых в восточной части Беларуси.
Иконопись по праву считается отдельным и неповторимым видом искусства. Секрет постижения искусства иконописи — желание творить для молитвы. И мы рады, что это может сделать любой желающий. На бесплатном вебинаре “Русской Иконописной Школы” РИШ за 11 шагов вы сможете создать свою первую икону, даже если до этого никогда не рисовали.