Каждый день православного календаря богат событиями. 23 мая — не исключение. В этот день православные христиане почитают память Апостола Си́мона Зилота, блж. Си́мона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого, прп. Исидо́ры юродивой, Тавенской, Свт. Си́мона Печерского, епископа Владимирского и Суздальского, мч. Иси́хия Антиохийского, блж. Таи́сии Египетской, мчч. А́лфия, Филаде́льфа, Киприа́на (Кири́на), Они́сима, Ера́зма и иных. Также этот день — день памяти Киево-Братской иконы Божией Матери.

Возможно, вы сталкивалась с тем, что день памяти Симона Зилота или другого из перечисленных святых указан на 10 мая. На самом деле, обе даты верные. 10 мая — это наше 23 мая по старому стилю, то есть календарю, которым люди жили ранее.

Давайте же поближе познакомимся с историями почитаемых святых и узнаем, какой они сделали вклад в нашу православную культуру. Приятного чтения!

Апостол Симон Зилот

Симон Зилот — сын святого Иосифа Обручника. Родился он в Кане Галилейской.

На торжество по случаю своего вступления в брак Симон пригласил Иисуса с его учениками и Пречистую Матерь. А когда оказалось, что на пиршестве не хватило вина,  Господь сотворил его из воды. Жених, завидев такое чудо, был потрясен. Он тут же уверовал в Господа и последовал за ним, оставив молодую жену и дом. 

Симона называют Зилотом, то есть ревнителем, так как вера его была ревностна. И за веру свою Симон был причтён к лику двенадцати апостолов.

В день святой Пятидесятницы на апостолов сошел Дух Святой в виде огненных языков. Так апостолы получили дар проповедовать всем народам. Симон проповедовал в Египте, Ливии, Мавритании, Нумидии, Абхазии. Какие-то путешествия он совершил вместе с Андреем Первозванным. 

Окончил Апостол свой земной путь в Абхазии через распятие на кресте, подобно Иисусу Христу.

В Грузии и Абхазии Симона Зилота и Андрея Первозванного считают своими просветителями и небесными покровителями.

Святые юродивые

В этот день также поминаются двое юродивых: блаженный Симон, Христа ради юродивый, Юрьевецкий и преподобная Исидора юродивая, Тавенская.

Феномен юродства изначально связан с религией. Юродство в православии — это святость, которая проявляет себя откровенным нарушением моральных норм, за чем скрывается тайная праведность.

Церковь и государство осторожны в суждениях о юродивых. О том, кто есть подлинный юродивый, Церковь решает только после его смерти. И даже если при жизни вокруг человека происходят чудеса, это ещё ни о чем не говорит.

До юродства будущие святые — обычные люди. Но в какой-то момент эти люди добровольно приняли на себя подвиг юродства, — это было некой дорогой к себе, которая не обещала ничего лицеприятного.

Примеряя на себя образ безумия, человек выстраивал некую стену между собой и обществом. И внутри этой жизни он обретал абсолютную свободу над окружающим миром. 

Подвиг юродства в православии стоит выше, чем подвиг мученичества. Юродивые — это те, которые отказались от разума и добровольно приняли на себя личину полного сумасшествия.

Это сегодня мы знаем святых, именуемых юродивыми, а при жизни о них можно было судить как о сумасшедших. И отличить юродивых от сумасшедших не было никакой возможности.

На Руси юродивых было много, их любили. Юродивые спали на земле, ели с мусорников, носили свалявшиеся волосы и вшивые бороды, творили странные поступки. Но внутри них жила молитва, и они приносили имя Христа всюду, куда приходили.

Юродство — своего рода защитная ограда для того внутреннего огня, который горел внутри. И внешний облик сумасшествия защищал эту внутреннюю молитву, чтобы её никто не украл и не нарушил.

Преподобная Исидора юродивая, Тавенская

Исидора Жила в 4 веке, а имя Тавенская получила от названия монастыря, в котором стала служить.

С самого начала своего служения Исидора приняла на себя подвиг юродства, а потому жила в монастыре отдельно от насельниц, которые относились к ней с презрением.

Исидора покрывала голову простой тряпкой и вела себя как безумная. Трудилась в трапезной. Ела последней, доедая остатки. Пила воду, в которой мыла котлы. Не гнушалась никакой грязной работы в монастыре, которую выполняла в молчании. Никого не осуждала, не гневалась, не роптала.

Однажды к великому праведнику, монаху Питириму, жившему в пустыни, явился ангел Божий и сказал идти ему в Тавенский монастырь, чтобы увидеть сестру, которая безропотно служит всем и носит на голове тряпку. 

Старец, придя в монастырь, не увидел там сестры, о которой было видение, и попросил привести всех сестёр.

Насельницы не считали нужным приглашать Исидору к пришедшему старцу, ведь она безумна. Питирим же желал видеть только её. Он искал ту, у которой на голове особый «венец» — то есть тряпка.

Исидора упиралась и не хотела идти к старцу. Когда же её силой привели к нему, то упала она к ногам Питирима, прося у него благословения. Но преподобный сам поклонился Исидоре и попросил: «Сперва ты благослови меня, честная мать».

Насельницы монастыря были несказанно удивлены святости и избранности Исидоры, на что старец им ответил: «Исидора выше всех нас перед Богом».

Покаявшиеся сестры просили прощения у Исидоры. Но нежданная слава стала для неё тяжёлой ношей, и однажды Исидора втайне ушла из монастыря. О дальнейшей её судьбе ничего не известно.

Симон юродивый Юрьевецкий

В святцы русской православной церкви Симон вошёл как Христа ради юродивый. 

Родился он в 16 веке в деревне Братской Костромского уезда. С младенчества тянул ручонки к святым образам, стоило матери поднести его к Красному углу.

Повзрослев, тайно ушёл в лес, где построил себе небольшую хибарку. 

Ходил Симон и зимой, и летом в одной льняной рубахе, босой. Кожа его почернела и иссохла. Много лет прожил Симон в лесу вдали от людей, пока однажды не наткнулись на него поселяне Юрьевца, которые собирали дикий мёд.

Поселяне не смогли добиться от Симона внятного рассказа о его жизни, узнали лишь его имя. Видя жалкие одежды отшельника, поселяне отвели его к священнику местной церкви Иосифу.

Какое-то время Симон жил в доме священника. Всегда молчал и безропотно выполнял любую работу. Часто заготавливал дрова для жителей села и не брал за это платы.

Но не все люди были добры к нему, часто его и побивали. Симон кротко сносил все побои и насмешки, а через несколько лет ушёл в город Юрьевец и на паперти храма без устали возносил Господу молитвы.

Правдивость каких–либо слов юродивых часто обнаруживалась после того, как сказанное свершалось, и люди понимали — перед ними не просто человек. 

Так случилось и с Симоном. Однажды юродивый зашёл ночью на постоялый двор и стал так громко молиться, что вышел хозяин двора и прогнал Симона. Юродивый попросил прощения за ночной крик, но сказал, что отогнал беду. Оказалось, в ту ночь на постоялый двор хотели зайти разбойники, но отказались от своей идеи, когда услышали шум во дворе.

Симон неоднократно избавлял от гибели рыбаков на Волге. А, однажды, прикосновением своих пальцев исцелил загноившееся горло местного священника Олимпия.

В 1556 году власть над городом Юрьевец получил Третьяк Петров по прозвищу Трегуб. Однажды Симон, юродствуя, вошёл во двор Третьяка Трегуба. Градоначальник велел прогнать юродивого. И тогда Симон предсказал несчастье, которое свершилось на следующий день — сильно расшиблась жена Третьяка.

А чуть позже в Юрьевце случился пожар.Трегуб повелел привести Симона. Юродивый пришёл, обличил градоначальника в грехах, но за спасение города от пожара стал молиться. Пожар немедленно стих.

В 1584 году в Юрьевец пришёл новый царский чиновник — Фёдор Петеля. Назначенный градоначальник на тот момент не знал о юродивом Симоне. Сам же Симон предчувствовал свою скорую кончину.

И вот однажды, как всегда, без спроса, юродствуя, Симон зашёл во двор Фёдора Петели. Тот не понял поведения юродивого, рассердился и велел слугам прогнать Симона. Те же сильно избили юродивого, да так, что побои оказались очень тяжёлыми. К Симону призвали священника, и после исповеди юродивый умер.

Когда Фёдор Петеля узнал, что он убил блаженного человека, сильно раскаялся и стал горько плакать. На похороны святого собрался весь город. Во время похорон, как искупление своего греха, Фёдор Петеля беспрестанно раздавал милостыню.Погребли Симона в Богоявленском Юрьевецком монастыре.

С тех пор почитание блаженного Симона в Юрьевце год от года только возрастало.

Таисия Египетская

Святая Таисия за греховную жизнь свою была достойна осуждения. Но покаяние было столь велико, что изгладило все её прегрешения.

Где точно родилась Таисия неизвестно кроме того, что это было в Египте. Появилась на свет Таисия у нечестивой матери, которая не только не заботилась о целомудрии дочери, но и давала ей распутные советы.

Таисия была необыкновенно красива, чем привлекала к себе мужчин. Из–за неё случались кровавые столкновения, мужчины теряли свои имения.

Слух о Таисии дошёл до пустынных обителей. И по промыслу Божию служитель Пафнутий призван был спасти заблудшую душу. Старец снял иноческое платье, надел мирскую одежду и явился к Таисии под видом нового поклонника.

Пафнутий попросил Таисию уединиться с ним в таком месте, где можно укрыться не только от людей, но и от Бога. На что Таисия ответила, что Бог есть везде и укрыться от него невозможно.

Таисия, будучи развратной, всё же верила в Бога, хоть истины веры и были попраны в ней греховной жизнью.

Воспользовавшись таким её ответом, Пафнутий повёл разговор о том, какую погибельную для своей души жизнь ведёт молодая женщина. Таисия поняла, что перед ней стоит вовсе не развратник. Женщина бросилась к ногам Пафнутия и попросила его назначить ей любое искупление и дать ей лишь три часа времени.

В эти три часа Таисия вынесла на площадь всё своё имущество и сожгла в присутствии народа, после чего последовала за Пафнутием.

Старец отвёл Таисию в женский монастырь, запер в отдельную келью, запечатал дверь свинцом, оставив лишь небольшое окошко, через которое можно было подавать пищу.

Таисия лишь спросила Паисия, как она должна молиться Богу. На что Паисий сказал, что недостойна она произносить имя Божье и советовал ей обращаться к Востоку и повторять слова: «Создавший меня, помилуй меня!»

Таисия смиренно подчинилась словам старца и исполняла их.

Прошло три года, и Пафнутий, всё это время жалевший Таисию, пришёл в монастырь, в келье которого заперта была грешница. По промыслу Божию старец узнал, что Бог простил Таисию. 

Пафнутий отпер Таисию, чтобы вышла женщина из заточения, но она пожелала остаться в келье и закончить в ней свою жизнь. Таисия сказала, что с тех пор, как она вошла в эту келью, она как бы сгребала все свои грехи в кучу, созерцала их и постоянно оплакивала.

«Именно за это, а не за суровость твоего подвига Господь отпустил тебе твои грехи», – поведал ей Паисий.

Таисия не пережила выхода из своей вольной темницы и вскоре отошла ко Господу.

Исихий Антиохийский

Исихий Антиохийский — святой, которой предпочёл славе и богатствам мира людского Царство Божие.

Жил он в 4 веке в Антиохии во времена правления Максимилиана Галерия и занимал высокую должность при императорском дворе.

Правитель Максимилиан во дни гонения на христиан издал эдикт, по которому лишил воинского звания и выгнал со службы всех христиан. Тем же, кто оставался верен Христу, велено было снять с себя все знаки воинского отличия. Отныне эти люди могли находиться только в положении наёмных слуг.

В числе таких был и Исихий, который не захотел поклоняться языческим богам. Исихий, занимавший высокий пост, не отказался от веры в Христа. Он с честью снял с себя воинский пояс и все знаки отличия. 

Разгневанный Максимилиан повелел Исихию снять с себя и одежду сановника, надеть грубую одежду и находиться среди прислуги.

Так прошло несколько дней, после чего Максимилиан призвал к себе святого и спросил, неужели тому не стыдно оставаться в таком бесчестии. На что святой ответил: «Честь, которую я имел от тебя — временна».

Разгневанный правитель приказал казнить Исихия в реке, привязав к нему жернов. Год мученической кончины неизвестен.

Киево–Братская икона Божией Матери

В этот день, 23 мая, также почитается память иконы Божией Матери Киево–Братской.

По преданию, Киево-Братскую икону написал евангелист Лука на доске от стола, за которым принимал трапезу Иисус Христос. А название иконы связано с киевским православным братством.

В православном календаре существует не один, а сразу четыре праздника в её честь. Дело в том, что это была одна из самых почитаемых икон Киева. Перед ней люди молились во время эпидемий и паводков. 

В прошлые века икону встречали выстрелами из пушек, а путь перед ней устилали коврами.

Первые письменные упоминания об иконе относятся к 17 веку. Киево–Братская икона сначала была местной в Борисоглебской церкви в городе Вышгороде, где чудом появилась в 1654 году.

В 1662 году, когда крымские татары воевали против России, городу был нанесён большой урон. И когда татарская орда переправлялась через Днепр возле Вышгорода, с церкви взяли доски и иконы для переправы.

Однако промысел Божий сохранил икону – её вынесли из храма и пустили по Днепру. В тот момент один татарин успел ухватился за неё. Икона поплыла и встала напротив Братского монастыря. Монахи обители вынули образ из реки, спасли татарина, после чего он крестился и принял постриг. 

С тех пор икона стояла в монастыре. Киевляне ни одно важное дело не начинали без молитвы перед этим образом.

После революции в 1935 году икона исчезла.Много позже её нашли в запасниках национального художественного музея.

Поминовение других святых

Помимо святых, о которых уже сказано, в этот день поминают также святого Симона Печерского, епископа Владимирского и Суздальского, Алфия, Филадельфия, Киприана (Кирина), Онисима, Еразма.

Святые — это не те, которые никогда не грешили. Это люди, которые проявили доверие к Богу, жизнь свою посвящали ему. Это люди, которые осознают, что вопрос вечной жизни решается в жизни земной.

Святые по земным делам своим удостоены славы небесной. А потому мы в молитвах обращаемся к ним с просьбой молить Бога о нас.

Если вам интересно узнать больше о православных праздниках, жизни святых, иконах или просто традициях христианства, приглашаем вас в наш клуб «Русской Иконописной Школы» РИШ.