Сегодня мы вспоминаем дни памяти святых Апостола и Евангелиста Иоа́нна Богослова (98–117); прп. Арсе́ния Великого (354-449/450); Прпп. Арсе́ния трудолюбивого (XIV) и Пи́мена постника (XII), Печерских, в Дальних пещерах; Собор новомучеников, в Бутове пострадавших (переходящее празднование в 4-ю субботу по Пасхе) и Мч. Ники́фора Зайцева (1942).
Давайте узнаем подробнее о некоторых из них.
Апостол и Евангелист Иоанн Богослов
Иоанн Богослов был самым молодым Апостолом Иисуса Христа и одним из трёх самых приближенных учеников. Именно он стал свидетелем многих чудесных событий, совершенных Иисусом: воскрешение дочери Иаира, Преображение Господне. Он оставался верен Ему и и не покинул даже во время Его страданий и смерти, хоть это и было очень опасно. Вместе с Девой Марией он стоял у креста и скорбел всем сердцем. Там же он услышал просьбу Иисуса заботиться о Божьей Матери: “Жено, се сын Твой” и “Се Мати твоя” (Ин. 19:26-27).
Иоанн Богослов исполнил просьбу своего Учителя и относился к Деве Марии как к своей Матери. Он жил и заботился о Пречистой вплоть до Ее Успения. По преданию, они жили в Иерусалиме и почти не покидали город.
После смерти Марии, он, как другие апостолы отправился проповедовать Евангелие. Кинув жребий, ему выпала Малая Азия (территория современной Турции), куда он и отправился выполнять свой миссионерский долг.
Много пришлось пережить Иоанну, исполняя нелегкое дело проповедничества. К примеру, однажды Иоанн Богослов вместе со своим учеником Прохором плыл по морю в Эфес. Но вдруг началась сильнейшая буря, которая смыла его в морскую пучину. Но спустя две недели, когда уже никто не надеялся на то, что апостол остался жив, волны выбросили на берег Иоанна. Благополучно добравшись до Эфеса, Иоанн Богослов и его ученик начали непрестанно проповедовать язычникам об Иисусе Христе, подкрепляя Истину великими чудесами, от чего число уверовавших увеличивалось с каждым днем.
Спустя время, император Нерон начал гонение на христиан. Не обошло это и Иоанна Богослова: его сдали на суд в Рим. За распространение веры в Иисуса Христа, апостола приговорили к смерти, но Господь не допустил этого. Смертельный яд, который должен был выпить Иоанн, никак не подействовал на него, затем он остался невредимым после котла с кипящим маслом, в который был брошен.
Не найдя другого способа расправиться с апостолом, его сослали на остров Патмос, где даже там он не переставал проповедовать и обращать в веру местных жителей.
Именно на этом острове были написаны две книги Нового Завета — Евангелие и Апокалипсис. Предание говорит, что апостол почувствовал необходимость оставить свои знания в письменном виде и попросил своего ученика Прохора записать всё, что он скажет. Написание известного нами Евангелия от Иоанна заняло два дня и шесть часов. Позже, после десятидневного поста и молитвы, Господь открыл Иоанну Богослову судьбы всего мира и знания о конечной участи человечества. Увиденное Иоанн отразил в книге Откровение, которая до сих пор считается самой загадочной книгой Нового Завета.
Апостол Иоанн отошел ко Господу 8(21) мая. Еще долгое время его могила именно в день смерти Иоанна покрывалась миром, которое исцеляло болящих. Как при жизни, так и после смерти, Иоанн продолжает своим словом обращать людей в веру в Господа нашего Иисуса Христа.
Гонения на Церковь в советские годы
В мире до сих пор не угасают разговоры о влиянии Советского Союза на общество. Территория СССР стала настоящей площадкой для политического эксперимента, называемым “коммунизм”. В идеологию коммунизма, которая насаждалась каждому, хотел он этого или нет, входило полное отрицание каких-либо религий. И, соответственно, одним из первых изданных декретов было отделение Церкви от государства. Это и стало началом семидесятилетнего гонения на православную церковь.
Идеология Советского Союза дала Церкви множество мучеников. Но именно мученический подвиг стал тем, что превзошло злобу гонителей, стал тем самым камнем, на котором выстояла Церковь. Подвиги некоторых из этих мучеников мы вспоминаем сегодня.
Собор новомучеников, в Бутове пострадавших
Каждую четвертую субботу по Пасхе Церковь вспоминает о тысячах жертвах сталинских репрессий, которые пострадали за христианскую веру.
Бутовский полигон — одно из тех самых мест, где в 30-х годах 20 века были убиты и похоронены осужденные за свою веру люди. Это место находится недалеко от деревни Дрожжино Ленинского района Московской области.
Во время перестройки было принято решение реабилитировать политических заключенных времен сталинских репрессий. Тогда в Московском управлении КГБ вскрыли ужасающие данные: были найдены 11 томов об исполнении смертных приговоров 20 765 человек. Среди них были и несколько тысяч пострадавших за веру. Это были как епископы и священники, так и обычные миряне. Сотни из них Русская Православная Церковь канонизировала их как новомучеников.
Известно, что на Бутовском поле были замучены и убиты 739 священнослужителей Русской Православной Церкви, а именно: 1 митрополит, 2 архиепископа, 4 епископа, 15 архимандритов, 118 протоиереев, 14 игуменов, 52 иеромонаха, 363 священника, 60 диаконов, 10 монахов, 58 монахинь, 14 послушников и послушниц и 8 священнослужителей без уточнения сана. Кроме того, были расстреляны 219 мирян.
Священномученики протоиереи Алексий Воробьёв, Алексий Касимов и священномученик диакон Елисей Штольдер были одними из первых расстрелянных на Бутовском поле православных священнослужителей.
Жития всех этих людей близки нам по времени, но тем не менее, свидетельствуют о несокрушимой стойкости во Христе, даже когда это стоит жизни. Их поступки служат нам примером настоящей верности своему выбору христианской веры.
Мученик Никифор Зайцев
Еще одним мучеником, пострадавшим за веру в годы советских репрессий, был Никифор Зайцев. Он родился 3 марта 1884 года в деревне Пупки Рузского уезда Московской губернии. Помимо начитанности и тяги к знаниям, Никифор был очень трудолюбивым и имел хорошее хозяйство, что навлекло на него много беды при советской власти. Он был очень верующим и высоко нравственным человеком, никогда не начинал работу без молитвы, даже если это видел председатель колхоза, в который Никифор вступил, хоть и был не согласен с проведением массовой коллективизации.
В 1937 году, с возобновлением репрессий, задержали Никифора Петровича. Устанавливать причину долго не пришлось, ведь он был верующим человеком, к тому же, не боялся высказать свое мнение касательно работы колхоза. Свидетелями были выбраны председатель и секретарь сельсовета, которые не поскупились на ложные обвинения в сторону Никифора: “Когда шла речь о людях. мешающих работе в колхозе, “Зайцев поднялся и крикнул: “Грабят наяву, все забирают, а еще доказывают…” хлопнул дверью и ушел”. “Зайцев против подписки на займы… Зайцев ярый религиозник, все время хлопочет о ремонте церкви, у себя дома в дни религиозных празднеств устраивает молебны и песнопения…” “При обсуждении вопроса об антирелигиозной пропаганде Зайцев заявил: “Святое Писание — это истинная правда, а все остальное — антихристово вранье”. На колхозной работе Зайцев показал себя лодырем, редко выходит на работу, а когда выходит, так больше молитвы поет”.
Множество еще обвинений было приписано Никифору Петровичу, после чего он был приговорен к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Зайцев Никифор скончался 21 мая 1942 года в Каргопольлаге и был погребен в безвестной могиле.
Как сказал Иоанн Златоуст: “Не удивляйтесь, если я мученичество назвал крещением: и здесь Дух витает с великим обилием, и бывает изглаждение грехов и дивное некое, и чудное очищение души, и как крещаемый — водою, так претерпевающие мученичество омываются собственной кровию…” Став христианином, человек выбирает очень не простой путь искушений, страданий и трудностей. Не каждый может выстоять и не сокрушиться во Христе, когда на кону стоит его жизнь или жизнь его близкого. С греческого языка “мученик” означает “свидетель”. Своим подвигом он свидетельствует крепкую веру. Мученики были, есть и еще будут. В этом мы можем убедиться, изучая истории жизней святых, их готовность на все ради Господа, даже страшные, мученические страдания.
Если Вы хотите и дальше напитываться духовными подвигами святых Церкви, а также погрузиться в православную культуру и общение с единомышленниками, приглашаем Вас в наш клуб «Русской Иконописной Школы» РИШ. В клубе Вы можете участвовать в открытых встречах со священнослужителями и преподавателями, задавать интересующие Вас вопросы на духовную тематику, а также обучаться по видео-лекциям и мастер-классам иконописцев, священнослужителей и искусствоведов и православных психологов. Будем рады видеть Вас с нами!