Согласно церковному календарю, 20 мая — день Воспоминания явления на небе Креста Господня в Иерусалиме, Собор преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря и день памяти трёх святых: Мч. Ака́кия сотника, Прп. Нила Сорского, прпп. Иоа́нна Зедазнийского и учеников его, Стефа́на Хирсского и Ши́о (Симео́на) Мгвимского (VI) (Груз.). Также это день обретения мощей прп. Нила Мироточивого, Афонского и день памяти двух икон Божией Матери: Жировицкой и Любечской.

Вы также можете в различных источниках видеть дату 7 мая, и это тоже верно. Ранее летоисчисление шло по несколько другому календарю. Поэтому наше современное 20 мая соответствует 7 мая по старому стилю.

В этой статье мы расскажем подробнее о каждом почитаемом в этом дне событии. Приятного прочтения!

Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме

После кончины царя Константина Великого, на престол взошел его сын Констанций. Однако, он уклонился в злочестивую ересь. И в посрамление еретиков, для уверения неверных и утверждения православных, в Иерусалиме явилось дивное знамение. 7 мая на небе, озарённое ярким светом солнечных лучей, появилось изображение Креста Господня. Люди смотрели на него с удивлением и благоговейным ужасом.

Появилось знамение над Голгофской горой. Той самой, на которой был распят Иисус. Это было настолько красивое явление, что невозможно было не смотреть на него. Люди бросали свои дела, выходили из домов и с вниманием и страхом созерцали знамение на небе.

Вскоре толпы иерусалимлян поспешили в церковь. И все они единодушно прославляли Иисуса Христа, Господа нашего, Сына Божия единородного, Бога истинного от Бога истинного, Промыслителя великих чудес.

От силы знамения неверующие еретики и хулители пристыдились и ощутили великую, божественную силу Многие иудеи пришли к истинной вере, покаявшись Христу Богу, и приняли Святое Крещение.

О совершившемся чудесном явлении знамения Креста Святейший Патриарх Иерусалимский Кирилл известил императора Констанция. Он увещевал его обратиться к православной вере. 

Житие и аскетический подвиг Нила Сорского

Николай Майков, после крещения Нил Сорский, родился в 1433 году в Москве. Он известен как преподобный, деятель церкви и основатель скитского жительства на Руси, а также автор духовных книг. 

В 1450-х годах постригся в монаха. После нескольких лет служения в монастыре отправился в па­лом­ни­че­ство на Во­сто­к. В процессе путешествия жил на го­ре Афон.

После возвращения в монастырь преподобный отказался жить в нём. Желая продолжить свой аскетический путь, Нил Сорский построил себе келью. Этим он вдохновил остальных, и к нему стали приходить другие монахи. Так на месте скромного жилища появился монастырь, в котором святой ввёл новый образ жизни — скит­ский, по образцу Афон­ских ски­тов, а не общежительный, как это было принято на Руси. 

Нил Сорский отличался скромностью и отказывался от любого владения имуществом. Так он исключил мо­на­стыр­ское земле­вла­де­ние на территории своей общины. 

Преподобный при жизни написал немало духовных книг. Самые известные из них «Предание» и «Устав о скитской жизни». 

Нил Сорский умер 7 мая в 1508 году. До конца своих дней он оставался смиренным. Преподобный завещал без почестей захоронить тело в лесу, чтобы его съели дикие животные.

Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников

Свя­той Иоанн Зе­даз­ний­ский принял монашество в молодые годы и сразу же выбрал путь самолишения и самодисциплины. На протяжении всей жизни он отличался смиренностью. 

Именно такая слава привела к нему учеников, из которых Святой выбрал 12 случайных человек. Ими стали: Да­вид Га­реджий­ский, Сте­фан Хир­ский, Ан­то­ний Март­коб­ский, Авив, Зе­нон Икалт­ский, Ис­и­дор Сам­та­вий­ский, Фад­дей Сте­панц­миндский, Шио Мгвим­ский, Ми­ха­ил Улум­бий­ский, Исе, Иосиф, Пирр Брет­ский.

Позже все перечисленные и основатель их движения стали известны, как свя­тые си­рий­ские по­движ­ни­ки, ос­но­ва­те­ли гру­зин­ско­го мо­на­ше­ства.

Деяния си­рий­ских по­движ­ни­ков

После выбора 12 учеников, Иоанн отправился с ними в Грузию. По дороге они перешли реку Куру сухими ногами, из-за чего были радостно встречены местными жителями, ца­рем Пар­сма­ном и ар­хи­епи­ско­пом Евла­ви­ем. 

Согласно сохранившимся летописям, си­рий­ские по­движ­ни­ки по благославлению ар­хи­епи­ско­па посетили гору Зе­да­зе­ни, где раньше был языческий храм, для восхваления Иисуса Христа. Именно отсюда пошло наименование Иоан­на Зе­даз­ний­ским. 

Всю жизнь подвижники жили в самодельных шалашах, постоянно молились и питались исключительно растительной пищей, которую сами выращивали и добывали. Их аскетичный образ существования притягивал к ним больных и потерявших надежду людей с целью исцеления. Их молитвенное представительство помогало всем нуждающимся. 

Однажды к Святому явилась Богородица и повелела разослать своих учеников по Грузии для распространения веры. В результате все последователи Преподобного наставляли местный народ, уничтожали суеверия и язычество, а также воздвигали храмы по всей территории страны. 

Каждый из учеников внес вклад в развитие христианства.

  • Пирр Брет­ский основал обитель на берегу Два­нис­ц­ха­ли.
  • Ми­ха­ил Улум­бий­ский распространял веру в горах. Затем основал свою обитель, которая в XIX ве­ке стала церковью.
  • Сте­фан Хир­ский после апо­столь­ских тру­дов воздвиг монастырь около Хир­сы.
  • Ис­и­дор Сам­та­вий­ский открыл мо­на­стырь в Сам­та­ви­си в честь Неру­ко­тво­рен­но­го об­ра­за Спа­са.
  • Зе­нон Икалт­ский после долгой проповеди основал обитель в Икалто.
  • Фад­дей Сте­панц­миндский вначале открыл мо­на­стырь у под­но­жия го­ры Зе­да­зе­ни. После смерти своего учителя про­по­ве­до­вал в Кар­та­ли­нии, где ос­но­вал мно­го церк­вей. Под конец жизни по­се­лил­ся в пе­ще­ре на го­ре, где ос­но­вал храм.
  • Авив с главным символом христианства передвигался по городам Грузии и проповедовал веру. Святитель обратил множество местных и персов в христианство;.
  • Ан­то­ний Март­коб­ский жил один на горе, которая позже будет названа в его честь. После нескольких лет на месте жительства он построил храм;.
  • Исе учил народ и наставлял на путь истинный, являясь при этом примером святости. Однажды в процессе его молитвы из реки отделилась струя, которая образовала рус­ло ка­на­ла и про­тя­ну­лась до хра­ма Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Остальные ученики посвятили свою жизнь проповедям и очищению народа от язычества и старых обычаев.

Последние подвиги и смерть Иоанна Зе­даз­ний­ского

Отправив всех своих последователей, Иоанн ушел в молитвенные подвиги. Он изгнал злых духов из Мц­хе­та и заставил заструиться источник целебной воды. 

Умер Святой в 557-560 года, завещая похоронить себя в гористой пещере, там, где многие годы жил и совершал добрые дела. Но ученики забыли просьбу своего учителя и понесли тело в монастырь, основанный Фад­деем Сте­панц­миндским. Когда это произошло, земля вокруг затряслась и землетрясение не прекращалось, пока покойного не похоронили согласно его же указанию.

Мученик Акакий Каппадокиянин

Акакий родился в III веке в Кап­па­до­кии. С самого начала он строил карьеру воина. Когда началось гонение христиан по приказу Мак­си­ми­а­на, военачальник императора Фирм стал допрашивать своих воинов о вере. 

Акакий твердо стоял на своём и не соглашался отвернуться от Иисуса Христа. Тогда Фирм послал мужчину высшему военачальнику Вивиану, который предал Святого пыткам, а после запер в темнице. 

После продолжительного заключения, мученика и других узников повели к правителю. Дорога была долгой и тяжелой. Воины были непреклонны, шли быстро и не давали пленникам воды и еды, а также мешали залечивать раны. 

Когда пришло время ночлега, мученик начал молиться Богу и благодарить его за подаренные страдания, которые он может вытерпеть по имя Создателя. Когда с неба послышалось «Мужайся и крепись, Акакий», этот голос услышали все. В тот момент многие узники и воины уверовали во Христа. 

При встрече с Мак­си­ми­а­ном, Акакия подвергли более жестокому заключению, чем других. Тем не менее, ночью к мученику явились ангелы, исцелили его раны и принесли пищу. 

Через неделю заключения Вивиан призвал к себе Святого. Военачальник был поражен здоровому виду пленника, и в гневе отдал приказ выбить зубы Акакию. 

Стремясь продлить муки Святого, Вивиан отправил его к правителю Флак­ки­ну, приложив сопроводительное письмо. Однако, прочитав написанное, правитель возмутился, что воина, имевшего почётное звание центуриона, так долго мучали. Флаккин тут же приказал казнить мученика.

Обретение мощей преподобного Нила Мироточивого

Нил Мироточивый родился в Греции. Достигнув подходящего возраста, он постригся в монахи. В кратчайшие сроки Нил Мироточивый удостоился титула иеро­ди­а­ко­на, а по­том и иеро­мо­на­ха.

Постепенно поднимаясь на бо­лее вы­со­кие ду­хов­ные по­дви­ги Преподобный поселился в «Святых Камнях», неприступном одиночном месте, где тяжело было выжить любому существу. 

Благодаря своей преданности Богу и аскетическому образу жизни во имя Иисуса Христа, Нил Мироточивый получил титул преподобного и удостоился чести быть в церковном календаре. 

Собор преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря

Этот день — день по­чи­та­ния па­мя­ти всех свя­тых рус­ских афо­ни­тов, про­си­яв­ших на Свя­той Го­ре Афон. Праздновать его стали только в 2016.

Все­го Со­бор всех пре­по­доб­ных рус­ских свя­то­гор­цев на­счи­ты­ва­ет бо­лее 60 афон­ских по­движ­ни­ков, про­слав­лен­ных в раз­ные вре­ме­на той или иной По­мест­ной Цер­ко­вью. Неко­то­рые из них бы­ли сер­ба­ми, гре­ка­ми и гру­зи­на­ми, од­на­ко их жизнь так или ина­че свя­за­на со Свя­той Русью или с Рус­ским мо­на­ше­ством на Афоне.

Почитание икон Божией Матери

В этот день почитаются две иконы Богородицы. Кратко рассмотрим каждую из них.

Первая из них — Икона Богородицы Жировицкая

Данная икона яви­лась в 1470 го­ду в ме­стеч­ке Жи­ро­ви­цы Грод­нен­ско­го края. Однажды пастухи увидели в местном лесу необык­но­вен­но яр­кий свет, исходящий от гру­ше­во­го де­ре­ва, сто­яв­ше­го над ру­чьем под го­рой. Они по­до­шли бли­же и обнаружили неболь­шую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, озарённую лу­че­зар­ном си­я­нием. 

Пас­ту­хи тут же взя­ли ико­ну и от­нес­ли владельцу леса православному литовскому вельможе Алек­сан­дру Сол­то­ну. Однако, он не придал осо­бо­го зна­че­ния истории пастухов и просто за­пер находку в ла­рец.

На сле­ду­ю­щий день к нему при­шли го­сти, и хо­зя­ин за­хо­тел по­ка­зать им на­ход­ку. Но в ларце иконы уже не было. Вскоре пастухи снова обнаружили её на том же месте над ручьем. И они снова отнесли её вельможе. 

На этот раз Сол­то­н от­нёс­ся к святому лику с боль­шим бла­го­го­ве­ни­ем. На месте явления была сооружена цер­ковь в честь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Однако, око­ло 1520 го­да храм сго­рел до тла — жителям не удалось его спасти.

Все считали, что икона погибла. Но од­на­жды кре­стьян­ские де­ти уви­де­ли чуд­ное ви­де­ние: Де­ва необык­но­вен­ной кра­со­ты в лу­че­зар­ном си­я­нии си­де­ла на камне у сго­рев­ше­го хра­ма, а в ру­ках у Ней бы­ла та самая ико­на. Де­ти не осме­ли­лись по­дой­ти к Ней, но по­спе­ши­ли рас­ска­зать о ви­де­нии род­ным и зна­ко­мым. 

Люди восприняли это как Бо­же­ствен­ное от­кро­ве­ние и вме­сте со свя­щен­ни­ком от­пра­ви­лись к го­ре. На камне у за­жжён­ной све­чи сто­я­ла Жи­ро­виц­кая ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, ни­сколь­ко не по­стра­дав­шая от ог­ня. 

Какое-то время икона находилась в до­ме свя­щен­ни­ка. Вскоре по­стро­и­ли ка­мен­ный храм, и отнесли её ту­да. Жи­ро­виц­кая ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри находилась в храме до Первой мировой войны. А в на­ча­ле 20-х го­дов её вернули обратно в родную оби­тель. Ныне она на­хо­дит­ся в со­бо­ре в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Жи­ро­виц­ко­го мо­на­сты­ря Мин­ской епар­хии и глу­бо­ко по­чи­та­ет­ся за ее бла­го­дат­ную по­мощь.

Другая почитаемая в этот день икона — Любечская.

Этот святой образ явился в 7 веке в небольшом местечке Лю­беч в Чер­ни­гов­ском крае.

В 1653 го­ду, ко­гда на Лю­беч ожи­да­лось на­па­де­ние по­ля­ков, ико­ну пе­ре­не­сли в Ки­ев. А в 1701 го­ду об­нов­лён­ный об­раз вер­ну­ли в Лю­беч­ский храм. В то же время в Ки­ев­ском Со­фий­ском со­бо­ре был остав­лен точ­ный спи­сок с чу­до­твор­ной ико­ны, где он пре­бы­ва­ет и по­ныне.

В 1874 го­ду свя­тая ико­на бы­ла по­ме­ще­на в се­реб­ря­ную ри­зу, ис­кус­но сде­лан­ную на сред­ства, по­жерт­во­ван­ные жи­те­ля­ми ме­стеч­ка Лю­беч.

Мно­же­ство ве­ру­ю­щих, приходящих к свя­то­му Лю­беч­ско­му об­ра­зу Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы с го­ря­чей мо­лит­вой ве­ры по­лу­ча­ли и по­лу­ча­ют чу­дес­ные ис­це­ле­ния и уте­ше­ние в скор­бях.

В этой статье мы описали лишь те события и иконы, которые почитаются 20 мая 2022 года. Вы узнали, как благодаря своей истинной вере и преданности Иисусу Христу, перечисленные мученики и преподобные сотворили множество чудесных дет. 

Если вам интересно узнать больше о православных праздниках, жизни святых, иконах или просто традициях христианства, приглашаем вас в наш клуб «Русской Иконописной Школы» РИШ.