В этот день в Православной Церкви празднуется двунадесятый праздник — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, также чествуется память священномученика Николая Заварина, пресвитера (1937).
Преображение Господне
Слово “преображение” означает “превращение в другой вид”, “изменение формы”. В праздник Преображение Господне, который по-народному еще называют Яблочный Спас, христиане вспоминают одно из важнейших евангельских событий, в котором апостолы Петр, Иаков и Иоанн сподобились увидеть Господа Иисуса Христа преображенным, то есть во всей своей Божественной славе. Это один из двунадесятых праздников, которые посвящены земной жизни Иисуса Христа и Богородицы.
Про это мы можем прочесть в трех книгах Евангелия: Мф. 17:1-13; Мк. 9:2-13; Лк.9:28-36.
Еще за 6 дней до Преображения Христос предупредил: «…истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1).
Вот что пишет о Преображении евангелист Лука: Иисус, “…взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Пётр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним” (Лк. 9:28-32).
Петр, имея горячий и решительный характер, воскликнул “…Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте” (Лк. 9:33-35).
После этого чудесного события Христос и ученики спустились с горы. Иисус запретил апостолам открывать кому бы то ни было тайну Преображения, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк. 9:9).
Во время проповеди Иисуса Христа многие, в том числе и ученики, не до конца понимали, Кто Он есть на самом деле. Поэтому Господь приоткрывает эту Тайну избранным ученикам, готовясь к страданиям Голгофы, Он показал Себя в сиянии славы, в которой Он пребывает, чтобы ученики могли засвидетельствовать Его Божественную природу и добровольное согласие на распятие, ведь это не поражение, а слава. Он надеялся, что ученики не поддадутся отчаянию, а станут опорой для всех усомнившихся.
Почему же этот праздник получил народное название Яблочный Спас? А ответ кроется вот в чем: в Израиле и Греции этот праздник выпадает на период созревания винограда. Христиане в знак благословения и благодарности Богу приносят плоды винограда. Но в странах, где виноград не растет, начали освящать яблоки, некоторые сорта которых как раз спели к середине августа.
Изучать и другие двунадесятые праздники, а также жития святых, историю Церкви и православную культуру вместе с экспертами вы можете в нашем клубе «Русской Иконописной Школы» РИШ.
Священномученик Николай Заварин, пресвитер
Священник Николай Кельсиевич Заварин родился 4 мая 1878 года в священнической семье в семье Кичменгский городок. В 1892 году Николай поступил в Никольское духовное училище, но спустя 3 года заболел и отчислился.
В 1897 году он успешно сдал экзамены на учителя церковно-приходских школ и приступил к работе в Верхомоломской Спасской церковно-приходской школе Никольского уезда Вологодской губернии.
Через 3 года Николая благословили на послушание псаломщика в Никольской церкви в селе Вятско-Никольское. Также он продолжал учить еще в нескольких школах. В 1916 году Николая рукоположили в дьякона.
Но власть сменилась, а с ней и отношение к Церкви, которую начали гнать. 25 апреля 1926 года отца Николая рукополагают в священники и отправляют служить во Владимирскую церковь села Пиксур.
В 1931 году его осуждают за неуплату недоимки и приговаривают на год лишения свободы, но по ходатайству его дочери Надежды его оправдывают. Освободившись, отец Николай отправлен на служение в Трифоновскую церковь в селе Березово. Вскоре его снова арестовали и приговорили к 5 годам заключения за “антисоветскую деятельность”.
Отца Николая освободили досрочно, и он вернулся в село Пиксур. Но и здесь трудности его не оставили: в сентябре 1935 было принято решение закрыть в селе Владимирскую церковь, ссылаясь на “решение большинства избирателей, живущих на территории прихода”. И церковь засыпали зерном.
Прихожане храма вместе с отцом Николаем не сдавались. Во главе с его дочерью верующие обратились с ходатайством об открытии храма в Москву. И вот, в декабре 1935 года пришел приказ в течении 3 дней очистить храм от зерна. Сельсовет предпринимал попытки закрыть храм, но прихожане храм отстояли.
В 1937 году отца Николая и его дочь Надежду вновь арестовали. Ему выдвинули следующее обвинение: “являясь организатором контрреволюционной группы среди людей, близко стоящих к церкви, он проводил антисоветскую агитацию, призывал женщин объединиться вокруг церкви и вести борьбу с советской властью, распространял слухи о падении советской власти и расправе над богоотступниками, агитировал о неправильной политике советской власти, ведущей к голоду, разъяснял правильность борьбы троцкистов”.
Когда проводили обыск, у него спросили об оружии, на что он ответил: “Мое оружие — Евангелие и религия, ими я воюю”. А на свое обвинение он сказал: “Поскольку я служил в церкви, я стремился поддерживать веру среди населения, отстаивать церковь, чтобы ее не закрывали, но с антисоветской агитацией никогда не выступал”.
Священномученик Николай Заварин был расстрелян 19 августа 1937 года.
Если Вам и дальше хочется узнавать о духовных подвигах святых, а также погрузиться в православную культуру и общение с единомышленниками, приглашаем Вас в наш клуб «Русской Иконописной Школы» РИШ. В клубе Вы можете участвовать в открытых встречах со священнослужителями и преподавателями, задавать интересующие Вас вопросы на духовную тематику, а также обучаться по видео-лекциям и мастер-классам иконописцев, священнослужителей, искусствоведов и православных психологов. Будем рады видеть Вас с нами!