В этот день в 2022 году православная церковь празднует день Отдания праздника Пятидесятницы. Это переходящая дата, отличающаяся от года к году. Также каждый год 18 июня почитается память 18 святых: Сщмч. Дорофе́я, епископа Тирского, блж. Константина, митрополита Киевского и всея России, чудотворца, блгв. кн. Фео́дора Ярославича (брата св. Алекса́ндра Невского), Новгородского, мчч. Маркиа́на, Ника́ндра, Ипере́хия, Аполло́на, Леонида, А́рия, Горги́я, Сели́ния, Ири́ния и Памво́на, прп. Фео́дора Иорданского, чудотворца, прп. Ану́вия, пустынника Египетского, прп. Дорофе́я Палестинского, из обители аввы Серида, Сщмч. Михаила Чистопольского (Вотякова), пресвитера, сщмч. Николая Рюрикова, пресвитера. 

Кроме того это день перенесения мощей блгв. вел. кн. И́горя (во Святом Крещении Гео́ргия) Черниговского и Киевского и обретения мощей прпп. Вассиа́на и Ио́ны Пертоминских, Соловецких чудотворцев, а также день памяти иконы Божией Матери Игоревской.

Стоит отметить, что в православии для каждого праздника принято указывать двойную дату. Это связано с тем, что наши предки жили по юлианскому календарю, а мы живём по григорианскому. Из-за этого даты празднований сдвинулись и то, что для нас сейчас 18 июня, для наших предков было 5 июня. Однако, пусть вас этот факт не смущает — современный христианин почитает перечисленных святых и иконы 18 июня.

А теперь, когда мы прояснили момент с датами, предлагаем подробнее узнать о том, что скрывает за собой праздник отдания Пятидесятницы, как жили почитаемые в этот день святые и что несёт в себе образ Игоревской иконы Божией Матери. Приятного прочтения!

Отдание Пятидесятницы

В православной культуре Отдание — это последний день празднества какого–либо большого праздника. Таким образом, Отдание Пятидесятницы — окончание празднования Пятидесятницы. Приходится оно на шестой день после Троицы, когда христианский мир празднует память о сошествии Духа Святого на апостолов.

Это последний день, когда священники облачаются в одежды зелёного цвета и проводят особую службу. После этого из храмов убираются цветы и берёзовые ветви. 

Пятидесятница —  это излияние Духа Святого в сердца верующих. И это излияние не прекратилось. Бог всегда тот же.

Мы живём в периоде ожидания пришествия Христа. Нам не дано знать, когда это случится, не наше дело знать времена и сроки. Но мы должны быть, как и святые апостолы, «свидетелями Христа до края земли».

А потому важно вспомнить о том, какими нас хочет видеть Христос. Об этом также говорится в Евангельских чтениях в эти дни: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, молитесь за обижающих вас.

Завершается же Евангельское чтение словами «будьте совершенны как совершенен Отец ваш небесный».

Прикосновение Духа Святого преображает человека во всех смыслах. И в день Пятидесятницы мы ещё раз прославляем подвиг апостолов и просим их молить Бога о нас.

Благоверный князь И́горь (в Крещении Гео́ргий, в иночестве Гаврии́л) Ольгович, Черниговский и Киевский

18 июня — день перенесения мощей благоверного великого князя Игоря, в крещении Георгия.

В 12 веке Русь терпела тяжёлые междоусобные брани. За княжение боролись потомки Ярослава Мудрого, Ольговичи и Мстиславовичи. И те, и другие имели претензии на княжение. И те, и другие плохо умели прощать. Потому, по вине их войны терзали русскую землю.

В роду Ольговичей Церковь поминает два имени: князя Игоря и Николая Святоши. Друг другу приходились они двоюродными братьями. И если Николай отрёкся от власти и стал иноком, то князю Игорю предстояло мученической смертью искупить грех княжеских междоусобиц.

Игорь не отказался от борьбы за власть и участвовал в ней. Мстиславовичи проиграли борьбу за престол. К власти пришли Ольговичи и на княжение взошёл Игорь. Он целовал крест на верность народу, обязался править им мудро. Народ же целовал крест Игорю на послушание, однако очень скоро изменил своему решению.   

Всего князь правил каких-то две недели. После чего народ призвал мономашичей на его свержение. 

Недалеко от Киева случилась битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславовича, в которой киевляне вероломно перешли на сторону мономашичей. Игорь бежал, несколько дней скрывался в болотах. Но его нашли и посадили в поруб — сооружение без окон и дверей. 

В сыром заточении князь Игорь заболел и никакой опасности уже не представлял как претендент на престол. Тогда он почувствовал приближающуюся смерть и попросил пострига в монахи. 

Князя вырубили из поруба и разрешили принять постриг. Но в постриге князь Игорь выздоровел. С тех пор он проводил дни в молитвах.

Тем временем борьба за Киев продолжалась, киевляне винили в своих бедах Ольговичей. Год спустя Киевское вече постановило расправиться с иноком.

Митрополит вместе с правящим в Киеве Изяславом Мстиславовичем пытались остановить толпу. Однако, они сами подверглись опасности со стороны ожесточенных людей.

Толпа безумствовала и хотела отомстить Ольговичам так, чтобы у них никогда не было претензий на киевский престол. Народ потребовал смерти инока Ольговича. Буйная толпа ворвалась к нему, застав его за молитвой. Икона, перед которой он молился, с тех пор называется Игоревской.

Иноку удалось убежать в терем, но толпа настигла его там и растерзала. Так был убит человек, ни в чём не повинный перед киевлянами.

Когда же вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, Бог явил над ним знамение великое — в церкви зажглись все свечи. И только тогда киевляне поняли, что подняли руку на угодника Божьего.

На другой день страдалец был погребён в церкви святого Симеона.

В 1150 году князь Черниговский Святослав Ольгович перенёс мощи своего брата в Чернигов и положил их в Спасском соборе.

В чем же святость этого человека?

Игорь был князем, властителем. Его насильно лишили власти, поругали. В одночасье он потерял всё. Но не стал роптать и возблагодарил Бога. Он умер во время молитвы в храме, — это уже великий подвиг и великая благодать от Бога. 

Икона Богородицы Игоревская

В этот же день отмечается память иконы Божией Матери Игоревской. Той самой, перед которой князь молился перед самой своей кончиной.

Вскоре после смерти Игоря, данная икона стала почитаться, как чудотворная. Её разместили у царских врат в приделе святого апостола Иоанна Богослова в Успен­ском со­бо­ре Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры

Ещё в начале двадцатого века можно было отследить судьбу иконы, но в 1941 году, во время оккупации Киева, икона была бесследно утеряна. Её местоположение неизвестно до сих пор.

Если вам интересна история и детали православных икон, предлагаем познакомиться с миром иконописи поближе на бесплатном вебинаре нашей «Русской Иконописной Школы» РИШ. На нём вы узнаете, как читать иконы и что нужно для того, чтобы собственноручно написать святой образ: https://christianart.online/zapis-na-vebinar

Блаженный Константин Киевский и всея Руси, митрополит

Во дни князя Игоря, во времена смуты русских князей, неспокойно было и в церкви: быстро сменялись иерархи на престолах.

После смерти Киевского митрополита Михаила, князь Изяслав возвёл на место митрополита некоего учёного монаха Клима. Это было сделано вопреки древнему обычаю и без благословения Цареградского патриарха. 

Тогда патриарх послал митрополита Константина для выяснения подробностей. Константин низложил Клима и удалил всех клириков, которых Клим рукоположил.

В народе произошло разделение: одни поддерживали Клима, другие заняли сторону Константина.

Тогда, по желанию русских князей, патриарх послал третьего претендента на митрополичий престол — некоего Феодора. А Клим и Константин были отстранены от дел.

В 1159 году Константин скончался, но оставил после себя завещание. В нём Константин завещал не погребать, а выбросить его тело на съедение псам, ибо он считал себя виновником смущения в Церкви.

Не смея противиться воле, указанной в завещании, люди отнесли тело в поле, где оно пролежало три дня. Все эти три дня над Киевом грохотали громы и молнии. Затем, над мёртвым телом Константина явились три огненных столпа.

При виде этого Киевский князь приказал взять тело Константина с поля и с честью положить его в том же храме, где была и гробница князя Игоря. В мире немедля воцарилась тишина. 

Таким образом Господь оправдал своего смиренного служителя. Позднее у мо­щей по­чив­ше­го свя­ти­те­ля ста­ли со­вер­шать­ся мно­го­чис­лен­ные чу­дес­ные ис­це­ле­ния.

Вассиан и Иона Пертоминские

Не так уж много деталей сохранилось о житии этих святых. Вассиан и Иона Пертоминские были иноками и являлись современниками святого игумена Филиппа, который впоследствии стал митрополитом Московским и всея Руси.

Монастырь, где жили иноки, строился, а потому для строительства нужны были строительные материалы, которые привозили к обители на монастырских судах. В 1561, во время сильной бури, суда затонули, и погибло много насельников монастыря. В их числе были Вассиан и Иона.

Их тела выбросило на берег, где и нашли их нетленными местные поселяне, вышедшие на рыбный промысел.

Рыбаки хотели отвезти тела в своё поселение и с честью похоронить их. Однако, им не удалось уплыть от того места, где были найдены тела подвижников. Поселяне попросту потеряли дорогу домой из–за внезапно опустившейся мглы.

В ночном видении рыбакам явились Вассиан и Иона, которые попросили положить их на пустом месте в бору. В том видении они предсказали, что в месте их упокоения впоследствии Бог устроит храм, когда ему это будет угодно.

В июне 1599 года старцу Троице–Сергиева монастыря Маманту довелось находиться на Унской губе, где утонули Вассиан и Иона. Старцу святые пришли во сне и попросили отслужить на их могиле панихиду и поставить часовню.

Старец Мамант исполнил повеление — часовня была поставлена. Впоследствии на месте часовни была основана Пертоминская обитель.

Священномученик Михаил Вотяков, Чистопольский, пресвитер

Место подвигу оставалось всегда и в любые времена. И пример тому — судьба нашего современника, Михаила Вотякова.

Будучи крестьянским сыном, Михаил всегда жил с Богом в душе. Родился он в 1881 году в семье крестьян Вотяковых. В 1899 году окончил церковно-приходскую школу и получил удостоверение о знании и преподавании хорового пения.

Со временем Михаил выдержал экзамен на звание учителя церковно-приходской школы. А уже с 1903 года у молодого человека начался путь в церковном служении.

Сначала Михаил сдал экзамен на псаломщика, со временем был рукоположен во диакона. И всё это время он состоял в должности учителя в церковно-приходских школах.

В 1911 году Михаил получил сан священника, а в 1914 году был рукоположен священником в Покровском храм села Кумья.

У отца Михаила всегда был порядок в храме, а сам он ревностно служил перед престолом Божиим. Но в селе не всем по нраву было растущее уважение прихожан к батюшке.

Староста села, в котором служил отец Михаил, старался всячески опорочить благочестивого служителя. По наущению старосты срывались службы: певчие попросту не приходили на них. В зимнее время староста учил сторожа не топить храм.

И в октябре 1917 года староста села вместе с частью прихожан обвинил священника Михаила в вымогательстве денег за требы, а также в небрежном исполнении обязанностей священника.

С той поры отцу Михаилу предстояло пройти непростой путь.

Назначенное епископом разбирательство не подтвердило обвинений, возводимых на священника. Однако, к тому времени крестьяне подписались под решением об удалении священника с прихода.

Некоторые же прихожане обратились к епископу с прошением оставить священника в приходе. Отец Михаил продолжил служить в храме, но отношения между прихожанами оставались напряжёнными. Поэтому в 1919 году отец Михаил был переведён в храм другого села.

Но годы были тяжёлые и голодные. Большая семья священника жила небогато, если не сказать бедно. И отец Михаил всё чаще стал задумываться о том, чтобы перебраться служить поближе к родным местам в Чистопольский уезд. Удалось это сделать лишь в 1924 году, когда отца перевели служить в село Сарсасы. 

С 1928 года началась коллективизация, а вместе с ней массовые репрессии священнослужителей. Закрывались храмы, прихожане стали отрекаться от веры вслед за отрекшимися священнослужителями.

Но отец Михаил призывал отступников к покаянию и оставался верен православию.

Священников стали обвинять в подрывной деятельности и антисоветской агитации. Не минула такая доля и отца Михаила. Его арестовали в 1929 году, но через некоторое время освободили за недоказанностью обвинения.

В 1930 году отец Михаил был переведён в село Выселки Чистопольского уезда, где снискал уважение прихожан благодаря высокой духовности.

В апреле 1931 года отец Михаил был арестован. Его обвиняли в антисоветской и антиколхозной агитации. Провожать своего пастыря вышли прихожане села. Они шли за конвоем, а отец Михаил произнёс своей пастве последнюю проповедь: хранить веру православную, не отступать от неё и быть твердыми в исповедании Христа.

Отца Михаила расстреляли в июне 1931 года, в городе Казани. Семья священника была сослана в Тобольск, но даже через много лет смогла сохранить веру и упование на Бога.

Михаил Вотяков был реабилитирован в 1989 году. А в селе Выселки началось восстановление храма, который к тому времени стоял полуразрушенным.

Вот так промыслом Божьим было уготовано сельскому священнику пострадать за имя Христово, чтобы вера не умерла и сохранила в душах людей покаяние, любовь и долготерпение.

Священномученик Дорофе́й Тирский, епископ

Свя­щен­но­му­че­ник До­ро­фей жил во времена го­не­ний хри­сти­анства при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане. Тогда он был епи­ско­пом го­ро­да Ти­ра Фини­кий­ско­го. 

Позднее, свя­ти­тель уда­лил­ся из Ти­ра и скрыл­ся от му­чи­те­лей. Вернулся в Тир он уже во времена цар­ство­ва­ния свя­то­го Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го. Тогда он вновь за­нял епи­скоп­ский пре­стол.

Дорофей управ­лял своей паст­вой бо­лее 50 лет. Ему удалось обратить в хри­сти­ан­ство мно­же­ство языч­ни­ков. Однако, ко­гда Юли­ан От­ступ­ник на­чал от­кры­то пре­сле­до­вать хри­сти­ан, свя­ти­те­лю До­ро­фею уже не удалось избежать придворных императора. В возрасте более 100 лет священномученик уда­лил­ся из Ти­ра в Ми­зий­ский го­род Уд, где его и схватили.

Святитель отказался приносить жерт­ву языческим идо­лам. За это его начали же­сто­ко ис­тя­зать. Под пытками Дорофей пре­дал ду­шу свою Гос­по­ду 

Другие почитаемые святые

18 июня — насыщенный день по количеству почитаемых Церковью святых. Помимо уже описанных нами людей православие почитает:

  • священномученика Дорофея, епископа Тирского;
  • благоверного князя Ярослава Фёдоровича, брата святого Александра Невского;
  • мучеников Маркиана, Никандра, Иперехия, Аполлона, Леонида, Ария, Горгия, Селиния, Ириния и Памвона;
  • преподобного Феодора Иорданского, чудотворца;
  • преподобного Анувия, пустынника Египетского;
  • священномученика Николая Рюрикова, пресвитера.

Как и в другие дни, мы можем обращаться к святым и просить их молить Бога о нас.

Если хотели бы погрузиться в православную культуру, написав свою собственную икону, предлагаем вам посетить наш бесплатный вебинар. На нём вы узнаете больше о самой иконописи и получите понимание, как за 11 шагов создать свою первую икону, даже если до этого вы никогда не рисовали