В этот день в Церкви упоминаются святые:
- Свт. Митрофа́на, патриарха Константинопольского (ок. 326);
- Прп. Мефо́дия, игумена Пешношского (1392);
- Мчч. Фронта́сия, Севери́на, Севериа́на и Сила́на (I);
- Сщмч. Конко́рдия Римлянина, пресвитера (ок. 175);
- Сщмч. А́стия, епископа Диррахийского (II);
- Прп. Зоси́мы, епископа Вавилона Египетского (VI);
- Сщмч. Гео́ргия Богича, пресвитера (1941);
- Сщмч. Иоанни́кия, митрополита Черногорско-Приморского (1945) (Серб.);
- Сщмч. Петра Беляева, пресвитера (1918);
- Обре́тение мощей сщмч. Петра (Зверева), архиепископа Воронежского (1999)
Преподобный Мефодий, игумен Пешношский
О жизни преподобного Мефодия до монашеской жизни мы почти ничего не знаем. Еще в молодом возрасте он пришел к преподобному Сергию Радонежскому и несколько лет жил под его руководством. Вскоре Мефодий взял благословение у Сергия удалиться в пустынное место для жизни в безмолвии и молитве.
Он поставил себе келью в глуши дубового леса за рекой Яхромой, в 25 верстах от города Дмитров. Здесь Мефодий пребывал в строгом посте и молитве, отрекаясь от земных благ и приобщаясь к небесным. Но даже такая глушь не скрыла добродетельной жизни Мефодия, и вскоре к святому начали присоединяться и другие люди, находящиеся в поиске монашеской жизни, чтобы быть под руководством преподобного Мефодия.
Когда Мефодия посетил Сергий Радонежский, тот посоветовал ему возвести обитель на более сухом и обширном месте. Святой выполнил благословение своего учителя, трудясь над строительством монастыря. Он сам пешком носил деревья через речку, которую потом так и назвали: “Пешноша”, а за обителью осталось название Пешношский монастырь.
В 1391 году Мефодий стал игуменом монастыря. Иноки выполняли свои послушания, были трудолюбивы и выращивали пропитание для монастыря сами. Не забывали и о постоянных молитвах и постах. Сам игумен монастыря всегда подавал пример своей братии, не гнушаясь тяжелого труда и не переставая непрестанно молиться и соблюдать пост. Кроме того, по отношению к монахам он всегда был нетребователен и снисходил к их немощам.
Не потеряв своего стремления к безмолвию, Мефодий временами удалялся за две версты от обители уединиться для молитвы. Здесь же он иногда виделся со своим учителем Сергием Радонежским, где вели духовные беседы. Позже эту местность так и назвали: “Беседа”.
Отошел ко Господу преподобный Мефодий в 1392 году. Многие люди пришли проститься с игуменом и оплакать его кончину. Погребли святого в основанной им обители, почитая его как святого с самого дня его кончины.
Изучать и другие жития святых, историю Церкви и православную культуру вместе с экспертами вы можете в нашем клубе «Русской Иконописной Школы» РИШ.
Святитель Митрофан, патриарх Константинопольский
Отец святителя Митрофана, Дометий, был родным братом римского императора Проба (306-337). Дометий отвергнул языческую веру и всем сердцем уверовал в Господа Иисуса Христа. Но в это время в Риме происходили жестокие гонения на христиан, поэтому, мужчина вместе с двумя сыновьями, Пробом и Митрофаном, ушел в Византию. Там он стал обучаться Закону Божьему у епископа Тита.
Епископ Тит видел стремление Дометия к духовной жизни и служению Господу, поэтому вскоре рукоположил его во пресвитера. После смерти Тита, Дометия рукоположили во епископа (272-303), затем его место заняли сыновья — Проб (303-315) и в 316 — святой Митрофан.
Однажды Византию посетил император Константин Великий. Он сразу заметил удобность расположения города и его удивительную красоту. Восхитил его и разговор с местным епископом — Митрофаном, после чего император взял его с собой в Рим. Спустя время Константин перенес столицу из Рима в Византию и перевел туда Митрофана.
В 325 году был созван в Никее I Вселенский Собор. Одно из решений было назначить патриархом святителя Митрофана. Таким образом, святой стал первым патриархом Константинопольским. Но его служение оказалось недолгим. Святитель указал себе достойного преемника — епископа Александра. А также предсказал, что после Александра патриархом Константинопольским будет Павел. Святитель Митрофан на 117 году своей жизни отошел ко Господу в 326 году.
Мученики Фронта́сий, Севери́н, Севериа́н и Сила́н пострадали за веру в Господа Иисуса Христа во время гонений, устроенных императором Клавдием (41-54 гг.). Они были посланы благовествовать в Южную Галлию (сейчас Франция). Но были схвачены правителем Сквиридоном и, отказавшись отречься от Христа, были жестоко замучены и убиты.
Священномученик А́стий, епископ Диррахийский (Македония) тоже жил во времена гонений на христиан. Он увидел сон, предупреждающий его о скорых страданиях за Христову веру. Вскоре он был взят гонителями. Его тело обмазали медом, чтобы страдания были мучительнее от укусов насекомых, и распяли на кресте.
Священномученик Конко́рдий Римлянин, пресвитер с самого детства стремился жить благочестиво, посвящая себя Господу. Однажды начальник области Торкват призвал святого отречься от Христа и стать жрецом языческих богов, но Конкордий убеждал Торквата обратиться к Иисусу Христу. За это его избили и бросили в темницу. Епископ Анфим упросил отпустить Конкордия и забрал к себе, посвятив во пресвитера. Вскоре за святым снова пришли,предупредив, что если тот не принесет жертву богам, то будет предан смерти. Конкордий, не убоясь, сказал: “Слава Тебе, Господи Иисусе Христе”, плюнул на идола Зевса и сам склонил голову под меч.
Если Вам и дальше хочется узнавать о духовных подвигах святых, а также погрузиться в православную культуру и общение с единомышленниками, приглашаем Вас в наш клуб «Русской Иконописной Школы» РИШ. В клубе Вы можете участвовать в открытых встречах со священнослужителями и преподавателями, задавать интересующие Вас вопросы на духовную тематику, а также обучаться по видео-лекциям и мастер-классам иконописцев, священнослужителей, искусствоведов и православных психологов. Будем рады видеть Вас с нами!