Сегодня в Церкви вспоминается:
- Свт. Ники́фор исп., патриарх Константинопольский (828);
- Вмч. Иоа́нн Новый, Сочавский (1330–1340);
- Обре́тение мощей прав. Иулиани́и, кн. Вяземской, Новоторжской (1819);
- Сщмч. По́фин, епископ Лионский, и с ним пострадавшие (177);
- Мц. Бланди́на и мч. Понти́к Лионские (177);
- Икона Божией Матери: Киево-Братская (1654).
Священномученик Пофин, епископ Лионский, и с ним пострадавшие. Мученица Бландина и мученик Понтик Лионские
Во французском городе Лионе, который раньше назывался “Лугдун”, в 177 году происходили жестокие гонения на христиан по указу Марка Аврелия. До нашего времени сохранилось письмо, которое предположительно принадлежит священномученику Иринею Лионскому, составленное для христиан с призывом мужественно и стойко исповедовать свою веру. Этот документ, в изложении Евсевия Памфила (греческий церковный историк, богослов), является первым документальным свидетельством о христианстве на территории Франции и главным источником сведений о мучениках.
В письме описываются всяческие притеснения христиан. К примеру, им запрещено было показываться на людях, чернь могла их избивать, христиан не пускали в дома, бани, на рынок. Вскоре их схватили и поставили на допрос перед народом. Но христиане твердо исповедовали веру, за что их заключили в тюрьму до возвращения правителя.
Правитель обвинил их в безбожии и богохульстве. Угроза страшной расправы расколола христиан: одни были готовы мученически отстоять свою веру во Христа, другие же не нашли в себе такой силы и веры. Между таких людей нашлись и лжесвидетели, которые могли даже оклеветать христиан, обвинив их в том, что якобы те едят человечину, предаются кровосмешению и совершают и другие ужасающие преступления. Эта клевета вызывала еще больший гнев язычников, и святые мученики были подвергнуты неописуемым мучениям. Среди мучеников были диакон из Виенны Санкт, недавно крестившийся Матур, юная рабыня Бландина. Девушка оказалась настолько сильной и стойкой, что палачи, сменялись с утра и до вечера, всячески издеваясь над ней. Они были изумлены, что девушка оставалась в живых, при том что ее тело было как одна зияющая рана. Она говорила: “Я христианка, у нас не делается ничего дурного”, и эта правда укрепляла ее силы.
Мучители придумывали все новые и новые истязания: “Заключение в мрачные, очень суровые тюрьмы, растягивание ног на деревянной доске до пятой дыры и прочие мучения”. Много умерло христиан от ужасных условий в тюрьме и тяжких мучений. Были и те, кто оставался жив, несмотря на смертельные раны, продолжали поддерживать друг друга и утешать.
Епископ Лионский Пофин, слабый, девяностолетний старец не побоялся угрозы мучительной смерти и сам явился к судье. Толпа сильно избивала его и забрасывала камнями, думая, что так они мстят за своих богов. Еле дышавшего епископа, после всех мучений, бросили в тюрьму и тот вскоре отошел ко Господу.
Вскоре христиан отвели в амфитеатр на потеху язычникам. В безумных криках толпы, одурманенных от вида крови мучеников, происходили чудовищные истязания. Матура и Санкта пронзали прутьями, отдавали на растерзание зверям, сажали на раскаленные железные кресла. Но они терпели эту боль и не отрекались от веры: “Я христианин!” — продолжал повторять Санкт.
Между тем святую Бландину привязали к столбу для растерзания хищниками, а она не переставала молиться, взывая к Господу. Ее вид напоминал мученикам Самого Христа, распятого ради нашего спасения и наполнял их уверенностью и спокойствием, что совсем скоро они воссоединятся со Христом в Царствии Небесном. Ни один из зверей так и не напал на Бландину, отчего ее снова отправили в тюрьму.
Наблюдая за поведением христиан, их мужеством и упованием на Бога, многие уверовали в Господа. К примеру, некий Александр, врач родом из Фригии, начал смело исповедовать себя христианином. На следующий день его тоже повели в амфитеатр, где измучили и обезглавили.
В последний день игр Бландину и юношу 15 лет по имени Понтик привели на арену. Невзирая на его возраст, юношу подвергли всевозможным истязаниям, после чего, оставшись верным Господу, Понтик испустил дух. Последней осталась непоколебимая Блондина. Ее отдавали на терзание животными, клали на раскаленную решетку, а потом посадили в ивовую корзину и выпустили на нее быка. Но святая не чувствовала боли, так как непрерывно продолжала молиться Господу. В конечном итоге мученице перерезали горло, и она испустила дух.
Но даже после жестокой расправы 48 мучеников, язычники не могли уже остановиться. Они бросили псам тела тех, кто умер в тюрьме, и запретили другим их хоронить. А тела погибших в амфитеатре были оставлены там на 6 дней, затем сожжены, а пепел брошен в воды Роны.
Изучать и другие жития святых, историю Церкви и православную культуру вместе с экспертами вы можете в нашем клубе «Русской Иконописной Школы» РИШ.
Святой Никифор исповедник, патриарх Константинопольский в 806-815 годах. Никифор был сановником при дворе императрицы Ирины и участвовал в Седьмом Вселенском соборе. Никифор был ревностным защитником иконопочитания, и когда императорский престол взошел иконоборец Лев Армянин, в 815 году святого Никифора сослали в монастырь, где тот скончался в 828 году.
Великомученик Иоа́нн Новый, Сочавский жил в городе Трапезунде около 1300 года. Занимался торговлей и исповедовал веру в Иисуса Христа. Однажды он отправился по торговым делам на корабле в Белгород, находившегося в то время под властью татаров-язычников. На корабле у Иоанна завязалась беседа о вере с венецианским купцом Реизом, который после разговора решил отомстить святому за его явную правоту в дискуссии. По прибытии, Реиз объявил знати города, что Иоанн хочет отречься от христианской веры. Святого с почетом пригласили к ним, чтобы тот прилюдно присоединился к язычникам. Но святой твердо отказался, за что был жестоко замучен и убит за веру в Господа Иисуса Христа.
Икона Божией Матери: Киево-Братская была явлена в 1654 году. В 1662 году, во время войны с Польшей, храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба в Вышгороде, где хранилась икона, был разорен. Но икону сохранили, успев вынести ее и пустить по Днепру. Река вынесла икону на берег в Киеве, где она была найдена православными и с великой радостью и почтением была перенесена в Киево-Братский монастырь.
Если Вам и дальше хочется узнавать о духовных подвигах святых, истории явлений икон, а также погрузиться в православную культуру и общение с единомышленниками, приглашаем Вас в наш клуб «Русской Иконописной Школы» РИШ. В клубе Вы можете участвовать в открытых встречах со священнослужителями и преподавателями, задавать интересующие Вас вопросы на духовную тематику, а также обучаться по видео-лекциям и мастер-классам иконописцев, священнослужителей, искусствоведов и православных психологов. Будем рады видеть Вас с нами!