В этот день православные христиане вспоминают в молитвах:
- Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (67);
- Свт. Григо́рия, митрополита Ираклийского (1925);
- Прп. Паи́сия Святогорца (1994);
- Икона Божией Матери: Касперовская (1853–1855).
Славные и всехвальные первоверховные апостолы Петр и Павел
Апостолы Петр и Павел проповедовали Христову веру по всему миру. О событиях жизни святых Петра и Павла рассказывают Деяния святых апостолов, послания апостола Павла, Соборные послания апостола Петра, а также апокрифическая литература. Об апостоле Петре мы многое узнаем из четырех Евангелий.
Петр и Павел – два столпа веры, два разных характера, два разных пути следования за Господом, два вдохновенных проповедника, два мученика Христовых.
Первый, Петр – верный и горячо преданный ученик Христа с самого начала Его выхода на общественное служение, старший брат апостола Андрея Первозванного, до своего призвания вместе с братом был простым рыбаком. Именно Петр первым из учеников исповедал Иисуса Мессией, Сыном Божиим, за что был удостоен называться Петром, что означает Камень, и на этой Петровой вере Господь обещал создать Свою Церковь, которую не одолеют врата ада. Петр удостоился быть на горе Фавор и видеть преображение Христа, а также быть свидетелем многих великих чудес, которые совершил Иисус. Тем не менее, перед распятием Господа, Петр трижды отрекся от своего Учителя, в чем в дальнейшем глубоко раскаялся и был восстановлен в апостольском звании Воскресшим Христом, став пламенным проповедником Его Воскресения. Церковное Предание говорит, что Петр проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии, Малой Азии, Египте, Греции, Риме, Испании, Карфагене и Британии. До наших дней дошли два Соборных послания апостола Петра. Они включены в Новый Завет. Свои Послания Петр обращает к христианам в провинциях Малой Азии, укрепляя их в вере.
Свою жизнь апостол Петр закончил в Риме, где за проповедь Евангелия претерпел мученическую смерть, будучи распят вниз головой по его собственной просьбе, так как не считал себя достойным быть распятым тем же образом, как его Учитель и Господь. Произошло это в 67 году.
Второй, Павел – из богатой и знатной семьи, ученик известного иудейского учителя Гамалиила, книжник и фарисей, ревнитель закона и отеческих преданий, жестоко гнавший Церковь Божию, пока не был призван самим Господом Иисусом Христом к апостольскому служению. До своего обращения носил имя Савл. После обращения и крещения стал горячим и бесстрашным проповедником веры в Воскресшего Господа Иисуса Христа. Он основал христианские Церкви в Сирии, Малой Азии, Македонии, Греции, Римской империи и написал 14 посланий, которые включены в Новый Завет. Совершая апостольское служение, Павел претерпел много испытаний, скорбей и искушений, не раз был арестован. После последнего заключения принял мученическую смерть от меча как римский гражданин. Произошло это недалеко от Рима в 67 году, в период царствования императора Нерона.
Появление церковной традиции совместного совершения в один день памяти апостолов Петра и Павла, именуя их первоверховными, связывают с днем перенесения их мощей в Риме, которое состоялось как раз 12 июля (29 июня по старому стилю) 258 года. Упоминания о дне памяти первоверховных апостолов Петра и Павла восходят к IV веку. День 12 июля стал рассматриваться как день общего мученичества святых Петра и Павла. Об этом пишет Блаженный Августин: «В один день совершаем память страдания обоих апостолов этих, хотя они пострадали в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно». Около 324 года, при императоре Константине в обеих столицах Римской империи – Риме и Константинополе, были построены первые храмы в честь первоверховных апостолов.
Святитель Григо́рий (Каллидис), митрополит Ираклийский
Святой Григорий родился в 1844 году в благочестивой христианской семье. Его родители Иоанн и Евфросиния Каллидис были из провинции Ираклия, в Восточной Фракии (ныне область на территории Турции, Греции и Болгарии).
Будущий святитель с юных лет чувствовал горячее желание послужить Христу в священническом сане. В 1862 году он принимает сан диакона, одновременно получая образование, в том числе богословское, сначала в школах в городах Серре и Ризариос, а затем в богословской школе Афинского национального университета им. Каподистрии. В Афинах митрополит Феофил (Влахопападопулос) назначил его проповедником в своей епархии.
В 1873-1874 годах Григорий служит проповедником и помощником при митрополите Ираклийском Панарете в городе Редесте (ныне турецкий город Текирдаг на берегу Мраморного моря). В 1875 году отца Григория рукополагают викарным епископом.
В период, когда здешние земли перешли под власть Болгарии, епископа Григория направляют экзархом в город Адрианополь или Эдирне. Здесь святитель пробыл три месяца, после чего был избран митрополитом Трапезундским. На этой кафедре он прослужил пять лет, много трудясь в восстановлении монастырей и монашеской жизни, защищая свою паству от турок-иммигрантов, заботясь о преодолении разобщенности и установления мира в среде верующих.
В 1884 году митрополита Григория избирают на Фессалоникийскую кафедру, но через несколько месяцев он был вынужден оставить кафедру вследствие волнений и ложных обвинений в его адрес. Дело даже дошло до суда, но в 1889 году в Константинополе святой был полностью оправдан.
Возвращаться в Салоники он не захотел и был поставлен на Янинскую кафедру. В 1892 году на некоторое время он покинул Янину и около двух лет находился в Константинополе. В этот период митрополит был председателем руководящего комитета Патриаршей типографии, председателем комитета по управлению монастырским имуществом и членом руководства Халкинской Богословской школы, исполнял обязанности председателя Церковного суда Вселенской Патриархии.
В Янине святой Григорий (Каллидис) служил до 1902 года, после чего был переведен на свою малую Родину – Ириклийскую и Редестскую кафедру. Находясь на этой кафедре, святому Григорию пришлось бороться с опасностью распространения унии в этом регионе, активно развивать образование, проводить широкую благотворительную работу, за что получил почетное звание «благодетель Редесто».
В 1920 году, во время греко-турецкой войны, территорию епархии заняла греческая армия. В 1923 году, согласно Лозаннскому договору, произошел греко-турецкий обмен населением. Греки покинули Восточную Фракию, вследствие чего Ираклийская митрополия прекратила существование. Святитель покинул родные края вместе с земляками.
Последние годы жизни святитель Григорий прожил в Салониках. Он не хотел более занимать епископскую кафедру, а продолжить учительствовать. Там митрополит после непродолжительной болезни упокоился в 1925 году. Его отпевание состоялось в церкви Святой Софии.
В 1979 году были обретены мощи святителя Григория, от которых происходили чудеса. К лику святых его причислили в 2003 году. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2003 года его имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви с празднованием его памяти 12 июля, как это установлено в Константинопольской Церкви.
Изучать и другие жития святых, историю Церкви и православную культуру вместе с экспертами вы можете в нашем клубе «Русской Иконописной Школы» РИШ.
Преподобный Паисий Святогорец
Преподобный Паисий Святогорец (в миру Арсений Эзнепидис) родился в Фарасах Каппадокийских, в Малой Азии, 25 июля 1924 года. Его отца звали Продромос. Он был благочестивым человеком и патриотом, из-за чего его семья подвергалась опасности от турецких фанатиков-мусульман. Мать старца звали Евлампией. В их семье, кроме маленького Арсения, было еще девять детей.
Через две недели после рождения будущего святого, фарасийские греки бежали из Турции, чтобы спастись от турецких гонений. Таким образом, Арсений оказался в Греции, где его родители поселились в небольшом городке Конница.
Арсений рос, имея большую любовь ко Христу и Богородице, и очень хотел стать монахом. Он постоянно ходил в лес, где молился, держа деревянный крест, сделанный своими руками.
Когда в стране началась гражданская война (1944–1948), Арсений Эзнепидис был призван в действующую армию. После армии Арсений сразу ушел на Святую Гору Афон. 27 марта 1954 года, после установленного испытания, послушник Арсений был пострижен в рясофор с именем Аверкий, 3 марта 1957 года – в мантию с именем Паисий.
Подвизался преподобный Паисий вначале на Святой Афонской Горе, затем – в монастыре Стомион в Коннице и на Святой горе Синай. После многолетних подвижнических трудов и служения людям, 12 июля 1994 года святой Паисий предал свою преподобную душу Господу. Он был погребен в монастыре св. Иоанна Богослова в Суроти Солунской, и место его погребения стало святыней для всего православного мира.
13 января 2015 года Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил преподобного Паисия Святогорца к лику святых. Решение о включении преподобного Паисия в русский месяцеслов было принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 5 мая 2015 года с определением празднования его памяти 12 июля по новому стилю.
Икона Божьей Матери Касперовская
Икона Богоматери Касперовская была перенесена из Трансильвании сербом, поселившимся в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии в конце XVI века. Как семейная святыня, икона переходила от родителей к детям как благословение, пока в 1809 году не досталась госпоже Касперовой, которая жила в деревне Ново-Ивановка на правом берегу Днепра.
В феврале 1840 года, переживая жизненные горести, после долгих и усиленных молитв, госпожа Касперова увидела, что икона Божией Матери, от времени обветшавшая и потемневшая, так, что трудно было разобрать черты, обновилась, и лики Богородицы и Спасителя стали просветленными.
Такими они сохраняются и до нашего времени. Вскоре обнаружились многие случаи исцелений и благодатной помощи людям, молящимся у этой иконы. По исследованиям многочисленных чудес, Священным Синодом икона была признана чудотворной. К ней стали стекаться многочисленные паломники, и в 1844 году чудотворный образ был перенесен в местный Никольский храм.
В 1852 году жители Херсона получили разрешение ежегодно в праздник Вознесения Господня крестным ходом приносить к ним чудотворную икону.
Во время войны 1853-1855 годов в Одессе, при осаде города неприятельским флотом, был совершен крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божией Матери, и город остался невредим. Это было принято за знамение особенного покровительства Божией Матери, и тогда же было принято решение 14 октября (по н. ст.) считать «праздником священнейшим».
Основным местом пребывания иконы является село Касперовка, но образ находится там не постоянно. Ежегодно к 14 октября он приносится из Касперовки в Одессу и остается там до среды Пасхальной недели. А с праздника Вознесения до 12 июля пребывает в Херсоне; с 14-го же июля по 14 августа – в городе Николаеве. Во всех этих городах пред чудотворною иконой по пятницам совершается акафист Пресвятой Богородице.
Если Вам и дальше хочется узнавать о духовных подвигах святых, а также погрузиться в православную культуру и общение с единомышленниками, приглашаем Вас в наш клуб «Русской Иконописной Школы» РИШ. В клубе Вы можете участвовать в открытых встречах со священнослужителями и преподавателями, задавать интересующие Вас вопросы на духовную тематику, а также обучаться по видео-лекциям и мастер-классам иконописцев, священнослужителей, искусствоведов и православных психологов. Будем рады видеть Вас с нами!